В процессе обучения, визуализация образовательных материалов, имеет огромное психофизиологическое воздействие на учащихся. Данный тезис подтвержден теоретическими исследованиями в области множественного интеллекта, проведенными Говардом Гарднером. Согласно этим исследованиям интеллект учащихся можно подразделить на восемь различных типов по способам приобретения знаний.
Именно в зависимости от типов приобретения знаний необходима разработка определенных визуальных или наглядных пособий для обучения.
Рассмотрим различные типы интеллекта по Гарднеру и выделим основные типы необходимых в каждом случае образовательных материалов. Все основные типы интеллекта можно подразделить: на вербально-лингвистический, логико-математический, пространственный, телесно-кинестетический, музыкальный, межличностный или социальный, внутриличностный и натуралистический.
В соответствии с этими видами интеллекта степень визуализации образовательных материалов определяется по трем основным характеристикам.
В первую очередь, это возможность работы с предметом визуализации в культурном отношении. Сюда относят такие формы визуализации как картины и плакаты, иллюстрированные учебные пособия, папки передвижки, трехмерные изображения, слайды или видеоэффекты.
Во вторых, это визуализация в виде стендов для школы, простых процессов повседневной жизни и очевидных физических законов, таких как колебания механического маятника и других.
И, наконец, третьей формой является визуализация процессов, которые позволят получить новые знания. Сюда в первую очередь можно отнести наглядные пособия, показывающие взаимодействие различных тел, например, магнитов и металлических предметов разной природы.
Каждый человек обладает всеми видами интеллекта, но в разной степени. Поэтому человек будет иметь более развитые формы восприятия по указанным формам визуализации, по отношению к обычным вербальным и логическим высказываниям. Так, например, визуализация образовательных материалов имеет огромное значение при воспитании интеллекта натуралиста. Те кто разработал в себе этот тип интеллекта, покажут сильную связь новых знаний с природой. Это и умение выращивать растения, и даже выращивать домашних животных. Все это показывает склонность заботиться и наблюдать за различными живыми существами, заинтересованность в различных природных явлениях окружающей среды и всех связанных с ними проблемами.
Люди с сильным интеллектом натуралиста, вероятно, станут ботаниками, садоводами, биологами, геологами, флористами, фермерами и так далее. Поощрять развитие этого разума просто. Необходимо создать возможности для ученика, чтобы он вступал в контакт с природой, животными, растениями, например в форме наблюдения за аквариумом, образцами горных пород и даже обычных комнатных растений.