Русский язык на отлично! Занятия по русскому языку для 2- 4 класса. Некоторые упражнения из книги Людмилы Анатольевны Ахременковой «К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором», которая была отмечена дипломом II степени Второй Российской Международной книжной ярмарки по номинации «Учебная литература» …
Занятие 1
С большой буквы пишутся фамилии, имена, отчества людей, клички животных, географические названия: Александр Сергеевич Пушкин, город Братск, озеро Байкал, собака Бобик.
1. Вставьте большую букву:
- в названиях рек: Волга, …бь, …нисей, …ка, …непр, …нгара. …он, …мур;
- в названия городов: …сква, …десса, …иев, …рославль, …овороссийск, ерчь, …ула, …моленск;
- в женские имена: …атьяна, …льга, …арина, …юдмила, …ария, …алентина, …катерина, …лизавета;
- в мужские имена: …ван, …узьма, …лександр, …лексей, …еогий, …ладимир, …иколай, …ячеслав;
- в имена знаменитых русских воинов: …митрий …онской, …ихаил …утузов, …лександр …евский, …лександр …уворов, …авел …ахимов, …еогий …уков.
2. Запомните, как пишутся слова.
Родина, Россия, Красная площадь, Москва, русский.
3. Вставьте вместо точек соответствующие буквы.
(Т-П) Топил, попил, …олк, …олк, …ачка, …ачка, …ир, …ир, …ара, …ара, …очка, …очка, …орт, …орт.
(Т-Д) Ведро, ветер, …уча, по…ул, …рак…ор, по…ушка, с…ук, …уман, боро…а, …у…очка, про…ук…ы.
(Ш-Ж) Саша, сажа, …аба, …уба, но…ик, су…ить, ме…ок, лу…ок, ло…адь, дер…ать, во…ак, слу…ать, жуж…ать.
4. Прочитай текст. Найди три орфографические ошибки. Спиши текст правильно.
Зоопарк
В воскресенье мы поехали в зоопарк. Папа любовался бальшим попугаем с яркими перьями. Мне больше всего понравилась семья обезьян. Я угостил лофкую обезьянку яблоком. Она быстро села яблоко и еще попросила угощенья. Братья дали зверькам вкусного печенья.
Занятие 2
Мягкий знак обозначает мягкость согласной: конь, сельдь, мальчик.
При переносе слова нельзя отделять мягкий знак от стоящей перед ним буквы: учитель-ница, школь-ник.
1. Допишите в словах необходимый знак.
- Кон-конь
- стан-стан…
- стал-стал…
- галка-гал…ка
- банка-бан…ка
- ест-ест…
- дал-дал…
- пар-пар…
- был-был…
2 Разделите вертикальной чертой слова для переноса.
Тюль/пан, асфальт, крыльцо, льют, письмо, горько, борьба, возьму, стальной, окуньки, раньше, меньше, большое, пальто, школьники.
3. Запомните, как пишутся слова. Если у вас хорошее настроение, эти слова можно пропеть, выделяя голосом орфограммы, тогда получится «словарная опера»
Малина, машина, картина, квартира, завод, народ, работа, рабочий, магазин, карандаш, рассказ, рассвет, завтра, завтрак, трамвай, пассажир.
4. Догадайся, в каких словах нужно дописать мягкий знак.
- Над вареньем летало много ос. — У телеги сломана ось.
- Миша грушу ел… . — В лесу растёт ел… .
- Пора красит… крышу. — Маляр красит… крышу.
- У юры ест… репа. — Юра ест… репу.
- Лодка села на мел… . — Вот доска и мел… .
5. Вставьте пропущенные буквы.
…одина, …оссия, …расная площадь, …осква, …ру…кий.
6. Вставьте пропущенные большие и маленькие буквы.
Москва — столица нашей Родины. Озеро …айкал — самое большое пресное озеро в мире. Летом мы плавали на теплоходе по реке …олге. Маленькой …нечке купили пряничек, а маленькому …имочке купили ботиночки. Щенок …арик играет деревянным …ариком. Котёнок …ушок похож на …ушок.
7. Найдите 3 ошибки.
Утро
Вспыхнул первый луч солнца. Ночная тьма укрылась в густой листве деревев. Проснулись малиновки. Перья на их грутках окрасились в цвет зари. Заблестели на листьях капли расы. Над цветами стали кружить золотистые пчёлки. Они жадно пьют сладкий сок. Мелькают стрижи. Хорошо иметь быстрые и лёгкие крылья.
Занятие 3
В сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ мягкий знак не пишется: птичка, ночной, кончик.
1. Догадайтесь, где нужно вставить сочетание чк, чн, нч, а где — мягкий знак.
- Бабочка, гре…а, косто…а, ленто…а, вну…а, ласто…а;
- бре…ать, ня…ить, пте…ик, ко…ик, телефо…ик, по…ик;
- ве…ый, гае…ый, ре…ой, ру…ой, то…ый, но…ой
- мал…чик, пал..чик, пис…мо, прос…ба, бор…ба, воз…му.
2. Запомните, как пишутся слова.
Капуста, картофель, ракета, пальто, комната, сапоги, растение, расстояние, ребята, медведь, светить, вместе, север, лагерь, деревня, берёза.
3. Вставьте пропущенные буквы:
М…лина, м…шина, к…ртина, кв…ртира, з…вод, н…род, р…бота, р…бочий, м…г…зин, к…р…ндаш, р……каз, р……вет, за…тр…, за…тр…к, тр……вай, п……жир.
4. Догадайтесь, в каких словах нужно писать мягкий знак.
- Это мой брат. — Крапиву лучше не брать.
- Дед стал… стар. — На заводе выплавляют стал… .
- Юра нёс угол… . — Шкаф поставили в угол… .
- Стреляй в цел… . — Зайчик остался цел… .
- Остуди свой пыл… . — Сотри со шкафа пыл… .
Ударной гласной в слове называется буква, которая при произношении выделяется голосом. Все другие гласные в слове называются безударными. Правильно ставить ударение очень важно, так как с изменением ударения может измениться смысл слова: Окуни — окунИ; я плАчу — я плачУ.
5. Прочитайте слова, меняя ударение с первой на вторую гласную. Посмотрите, как меняется смысл слова.
СтрЕки- стрелкИ, гвоздики — гвоздики, кружки-кружки, замок-замок, село-село, стоит-стоит.
6. Найдите 3 ошибки в тексте.
Пошли друзя на речьку. Захотели они построить кораблик. Сорвал цыплёнок листочек. Муравей поднял соломинку. Жучок достал верёвочку. Мышонок нашёл скорлупку ореха. И закипела робота. В скорлупку соломинку воткнули. Мышонок листок верёвкой завязал. Славный получился кораблик!
Занятие 4
ЖИ, ШИ пиши с буквой И: живу, пушистый.
ЧУ-ЩУ пиши с букой У: прячу, ищу.
ЧА-ЩА пиши с буквой А: чашка, щавель.
1. Вставьте пропущенные буквы:
- Ш…повник, ш…шки, я свищ…, чиж…к, выруч…й, тотч…с. горяч…я, свеж…й, ч…шка, щ…вель, могуч…я, тиш…на, дремуч….я, саранч…, уж…н, щ…ка, скрипуч…я, я навещ…., ч….ткий, кувш….н.
2. Запомните, как пишутся слова.
Пенал, петух, песок, метро, герой, четверг, тетрадь, дежурный, шёл, пшеница, земляника, весело, месяц, заяц, ученик, учитель.
3. Запомните, как произносятся слова.
Алфави`т, щаве`ль, шофёр, воро`та, кра`ны, к лю`дям, звони`т, портфе`ль, гу`сеница, свёкла, да`ли — дала`, взя`ли — взяла`, по`нял-поняла`.
4. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова.
К…пуста, к…ртоф…ль, р…кета, п…льто, комн…та, с…п…ги, р…стение, р…..т…яние, р…бята, м…дведь, св….тить, вмест…, сев…р, лаг….рь, д….ревня, б…рёза.
5. Вставьте мягкий знак в те слова, где он нужен.
Нян..чить, брен…чать, греч…ка, пис…мо, гор…кий, прос…ба, оч…ки, внуч…ка, печ…ка, мал…чик, пал…чик, ден…ги, птен…чик, тросточ…ка, шапоч…ка, ден…ки, мален…кий, белен….кий, звёздоч….ка, точ….ка, клеточ….ка, июн…ский, школ…ник, пал…ьто.
6. Найдите 5 ошибок.
Последний снег сходит с полей. Звенят по оврагам ручейки. Ломают зимний лёд реки. Весной ожывает земля. На деревях набухли клейкие почьки. Появились первые цветы. Ходят по полям и дорожкам грачи. Весило чирикают шустрые вороби. Птицы рады солнцу.
Занятие 5
Безударные гласные в слове надо писать такие же, какие пишутся под ударением: двор — дворы, сад — сады, ядра — ядро.
1. Вставьте безударные гласные.
- Берег — б…рега
- хлеб — хл..ба
- дерево — д…ревья
- зверь — зв…рюшка
- ночь — н…чной
- боль — б…льной
- молодость — м…лодой
- больше — б…льшой
- лёд — л…дяной
2. Запомните словарные слова, выделяя голосом «ошибко — опасные места»
Осина, солома, топор, посуда, солдат. потом, улица, пятница, лестница, горячий, мороз, лисица
3. Вставьте вместо точек ЖИ или ШИ
Иван шил шилом. Мы ……ли у реки. Ту….. огонь. Вот ер…., вари уху. Коля ле…ит. Змея ……пит. Роза ду……стая. Чи……к — птица. У розы ……пы. Пора у……нать. Это ма……на. Е…… зимой спят. Пи……, не спе…… . Много о……бок. У…… ……вут у воды. Кув……ин — посуда. Лу…… высохли.
4. Догадайся, какие гласные нужно вставить после шипящих.
Тишина, верш…на, ж…ть, маш…на, карандаш…, ч…ткий, (они) пряч…тся, (они) шепч…тся, я чищ…, я леч…., ч…шка, горяч…я, дремуч…я, могуч…я, ч…с.
5. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова.
П…нал, п…тух, п…сок, м…тор, г…рой, ч…тверг, т…традь, д…журный, ш…л. пш…ница, з…мл…ника, вес…л…, мес…ц, за…ц, уч…ник, учит…ль.
6. Найдите 4 ошибки
Роща
Мы жыли у рощи. Там было хорошо. Пели чижи. Цвели ландышы. Мы ходили гулять в рощу. Наш пёс рыжик любил пугать птиц. Мальчики и девочьки играли в прятки.