Продолжаем занятия с репетитором по русскому языку. Занятия с 11 по 15. Советую распечатать и работать на листах…
Занятие 11
Корень — это общая часть родственных слов: цвет, цветочек, цветник, цветной.
1. Обозначьте корни в словах.
Чистота, чистенький, гроза, грозный, боль, больной, болит, жалость, жалеет, светит, светлячок, светлеет, гриб, грибник.
2. Вставьте пропущенные буквы в словарных словах.
Ябл…ко, яг…да, п…м…дор, ур…жай, уж…н, ж…вотное, ……тобус, р…сунок, …зык, п…н…дельник, тракт…р, быстр… .
3. Догадайтесь, ча или ща нужно вставить вместо точек.
- Тётя уго….ла нас …..ем.
- ……йка- птица.
- В щи положили …..вель.
- Наша да…… у рощи.
- Надвигалась ту…..
- Это вода из клю……
- Кипя……я вода.
- тыся…… рублей.
- Скрипу……я дверь.
- …….шка упала.
- Звери ры……ли.
- Выру……й товари…… .
- Тре……т морозы.
- Мыши пи……ли.
- На ветке гнездо гра…….
- Полезная пи…….
- Зелёная ро…….
- Плаку…..я берёза.
4. Подчеркни подлежащее и сказуемое в каждом предложении.
- Вдруг щука говорит ему человеческим голосом.
- Посеял раз старик пшеницу.
- А в той избушке жил большущий медведь.
- Пришёл Иванушка поутру домой.
- В самую полночь прискакал на пшеницу конь.
5. Найдите 5 ошибок.
МЕДВЕЖЬЯ СЕМЬЯ
На солнечную паляну медведица вывела медвежат. Остановилась и слушает. Спокойно ли в лесу? Жмутся к матери медвежата. Только недавно выбрались малышы из тёплой берлоги. Чутко прислушиваются они к лесным шорохам и звукам. Страшно им в лесу.
Шумит ветир в высоких вершинах. Пают птицы. На сасновой макушке стучит дятел.
Будут привыкать медвежата к родному лесу ( По И.Соколову-Микитову).
Занятие 12
Окончание — это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении: Полка висит на стене. Книга лежит на полке.
Чтобы выявить окончание, нужно изменить слово: домик — (нет) домика. Та часть слова. которая изменяется, и будет окончанием.
1. Обозначьте окончание в словах.
- вода, (нет) воды, по воде, воду, водой, по воде;
- лиса, лисы, лисе, лисой, лису, о лисе;
- труд, о труде, труду.
2. Вставьте пропущенные гласные в однокоренных словах.
Лежит — лёжа, прил…тать — пол…т, т…жёлый — т…жесть, л…гли — л….чь, пол…вать — л….ть, пот…нул — т…нет, д…ска — д….ски, дл…на — дл…нный, выгл…уло — гл…нул, х…лодит — х….лод, сп….шить — сп…шка.
3. Догадайтесь, чу или щу нужно вставить вместо точек.
- Я наве…… товарища.
- У кошки ……ткий слух.
- В ро…… забежал заяц.
- Скрипу……ю дверь смазали.
- Подружки тихо шеп……тся.
- Забрали в дрему……ю ча…… .
- Я и…… ключи и не найду.
- Волки ры……т, пи…… и……т.
- Звери пря……тся от человека.
- Волк ……ет добычу.
- Волны пле……т.
- Малыши пла……т.
- Рыбы ме……т икру.
- Дети и……т грибы.
- ……ка — рыба.
- Я ле…… и сви…… .
- Я и…… ……лки.
- ……дный день.
- ……жое не трогай!
4. Вставьте мягкий знак в те слова, где он нужен.
- Бабоч…ка летает над цветоч…ком.
- Девоч…ка нян…чит куклу.
- На кукле новая ленточ…ка, чулоч…ки и шапоч…ка.
- Мален…кая нян…ка недосмотрела за — кукла упала.
- Мален…кий Сашен…ка просит у мамы понч…чик и шоколадный батон…чик.
- Свеч…ка упала за печ…ку.
- Июн…ский птен…чик ласточ…ки в авгусе уже летает.
5. Вставьте пропущенные буквы и запомните эти слова.
- ранний — ра……яя, ра……ее, ра……ие;
- весенний — весе……яя, весе……ее, весе……ие;
- осенний — осе……яя, осе……ее, осе……ие;
- утренний — утре……яя, утре……ее, утре……ие.
6. Найдите 5 ошибок.
БОБРЫ
Это было летом во время похода. Ребята вышли на берег лисной речьки. Они увидели удевительное сооружение. Оно было сделано из стволов деревев, веток и ила.
Эту плотину построили бобры. Около самой воды у бобров домик. В нижней чясти домика они сделали вход. Внутри находятся комнаты и коридор. В домике зверьки чувствуют себя в безопасности. Вход скрыт под водой.
Занятие 13
Приставка — это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов: написал, записал, списал, подписал.
Большинство приставок (в-, до-, по-, под-, пере-, за-, на-, над-, о-, у-) пишется всегда одинаково.
1. Обозначьте приставки.
- Подъехать, поехать, заехать, въехать, уехать, объехать, приехать, переехать.
- Описать, записать, выписать, списать, переписать, приписать, написать, надписать.
- Осмотреть, пересмотреть, присмотреть, досмотреть, посмотреть, высмотреть, усмотреть, подсмотреть.
- Отбегать, обегать, забегать, подбегать, сбегать, набегать, выбегать, убегать.
2. Придумайте и запишите не меньше 5 приставок для образования новых слов от корней.
- ХОД:
- ШЁЛ:
3. Вставьте пропущенные гласные в однокоренные слова:
- м…лчаливый — м…лча
- д…твора — д…ти
- б…леет — б…лый
- попр…сил — пр…сит
- сл…варь — сл…во
- р…чной — р…чка
- б…жит — б…г
- просл….влять — сл…ва
- пот….мнел — т…мный
- см…яться — см…х
4. Вставьте двойные согласные
Кири……, а……ея, ко……екция, ко……ектив, су……ота, килогра……, програ……а, дли……ый, но дли……а, А……а, ва……а, ра……ний, весе……ий, осе……ий, тума……ый, карма……ый, со……ый, лимо……ый, око……ый, чугу……ый, ра……вет, ра……каз, ра……тояние, ру……кий, Ро……ия, ка……а, кла……, коми…..ия, па…….ажир, шо……е, ……ора, гру……а, жу……ит, дро……ит, ……ёт, о……аять, о……епель, су……а.
5. Найдите 7 ошибок.
ЛЕТО В ЛЕСУ
Хорошо и привольно летом в лесу. Зилёной листвой одеты деревья. Пахнет грибами и спелой душыстой землиникой.
Поют разные птицы. Свистит иволга. Кукуют бойкие кукушки. В кустах над ручьями поют солови.
В лесу под деревьями рыщут звери. Пасутся лоси. Бродят мидведи. В тёмной чяще. Скрывается хитрая рысь. Резвятся на деревьях висёлые белочки.
Много тайн и чудес в летнем лесу. (По И. Соколову-Микитову).
Занятие 14
Суффикс — это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов: берёза — берёзка, берёзовый; лес — лесок, лесник, лесной.
1. Выделите суффиксы, при помощи которых образовались новые слова.
- синий — синенький, рыжий — рыженький, свежий — свеженький;
- трава — травка, поляна — полянка, лопата — лопатка;
- конь — конёк, стебель — стебелёк, пень — пенёк, зверь — зверёк;
- осень — осенний, рано — ранний, туман — туманный, карман — карманный;
- длина- длинный, лимон — лимонный, сон — сонный, чугун — чугунный;
- тулуп — тулупчик, заяц — зайчик, диван — диванчик, стул — стульчик.
2. Вставьте суффикс -н-. Подчеркните двойные согласные, обозначьте корни, суффиксы и окончания.
Весен…ий, осен…ий, сонный, карман…ый, лимон…ый, длин…ый.
3. Вставьте пропущенные гласные в однокоренные слова.
Отд…вать — д…л, расч…щать — ч…стка, ст…ли — ст…й, расч…сать — ч…шет, ост…новка — ст…н, л…сной-л…с, выст…влять-ст…вить, л…са — л…сы, к…ток-к…тит.
4. В предложениях из сказок и рассказов Льва Николаевича Толстого разделительный мягкий знак подчеркните одной чертой, а мягкий знак, обозначающий мягкость согласной, — двумя чертами.
1) Третья, синенькая чашечка была Мишуткина. 2) «Кто ложился на мою постель и смял её?» — закричала Настасья Петровна не так громко. 3) Жила вдова Марья с своей матерью и с шестью детьми. 4) Обрадовалась Марья, обрадовались дети.
5. Подчеркните подлежащее и сказуемое. Поставьте вопросы к второстепенным членам предложения.
Раскидистое дерево стояло на берегу. Дерево (……?) раскидистое. Стояло (…..?) на берегу.
6. Найдите 5 ошибок.
СТРАННЫЙ МАЛЫШ
Солнечьные лучи залили ярким светом весь двор.
Повела курица своих деток во двор. Один из них был странный. У него были короткие ношки и широкий носик. Ходил он медлено, переваливался с ножки на ножку. Заметил малыш воду и прямо в нее кинулся. Курица кричит, крылями машет. Молоденький петушок с испугу вытянул шейку и первый раз в жизни за орал хриплым голоском. Но малыш не утонул. Он плавал легко, быстро. Вышла из дома хозяйка и все поняла. Это ведь был утенок.
Занятие 15
Безударные гласные а, о, и, е, я в корне надо проверять. Для проверки следует изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы проверяемая гласная была под ударением: земля — земли, прямой — прямо, синеть — синий, домашний — дом.
1. Вставьте пропущенные гласные в однокоренные слова.
- гр…бы, гр…бной — гр…б;
- д…ла, д…ловой — д…ло;
- д…жди, д…ждливый — д…ждь;
- з…рно, з…рновой — з…рна;
- св…сток, св…стеть — св…ст;
- см…трел, посм…трел — см…тр;
- т…пить, зат…пить — т…пка;
- т…жело — т…жесть;
- прил…теть — пол…т;
- ч…совщик — ч…с;
- м…ряк — м…ре;
- ж…леет — ж…лость;
- выпл…тил — пл…та;
- прил…пил — л…пит.
2. Образуйте новые слова при помощи суффиксов -к-, -ок-.
Рыба — рыбка, берёза — берёз…а, голова — голов…ка; дуб — дубок, холод — холод……, ветер — ветер…… .
3. Вставьте двойные согласные.
А……а, ру……кий, жу……жут, а……ея, па…….жир, Ро……ия, коло……а, су……ота, шо……е, коми……ия, ра…….тояние, утре……ий, кла……., дли……ый.
4. Вставьте пропущенные буквы в однокоренные слова.
1) Девочка пос…дела (с…дя) на скамье и ушла. — Бабушка давно пос…дела (с…д). Зап…вать (п…ть) лекарство. — Зап…вать (п…ть) песню. 2) Птичка св…ла (в…ть) гнездо. — Мама св…ла (в…л) дочка по ступеням. 3) Мальчик сл…зал (л…з) с крыши. — Кот сл…зал (л…жет) сметану. 4) Ваня, сп…ши (п…шет) с доски. — Не сп…ши (сп…шка) домой. 5) Отв…ри (затв…р), пожалуйста, дверь. — Отв…ри (в…рка), пожалуйста, картофель.
5. Найдите 6 ошибок.
РАКОВИНА
Хорошо плыть ночю по лунной дорожке. Плывешь и бросаешь в тимноте горсти лунного золота. Я плыл и вглядывался в удевительный извилистый слет. Лунный свет искрился и оседал на дно. Дно слабо свитилось. Я заметил большую раковину. Она была похожа на гигантское семечко подсолнуха. Раковину бороздили темные полоски. Внутри раковин находят жемчуг. Речьной жемчуг похож на капельку ртути. Только одна жемчужина приходится на тысячу раковин. Так что одну раковину мне и не стоило проверять.