Продолжаем занятия с репетитором по русскому языку. Занятия с 16 по 20. Удачи!…
Занятие 16
Чтобы правильно написать согласную в корне, нужно подобрать однокоренное слово, в котором после согласного следовал бы гласный звук: трубка — труба, глазки — глаза.
1. Вместо точек поставьте необходимые согласные.
- снега — снег
- фла…и — фла…
- лё…ок — лё…кий
- мя…ок — мя…кий
- рыба — рыбка
- голу…и — голу…ь
- ла…а — ла…ка
- ша…очка — ша…ка
- шля…чка — шля…ка
- шу…а-шу…ка
- кни…ечка — кни…ка
- кру…ечка — кру…ка
- ло…ечка — ло…ка
- но…енька — но…ка
- подру….енька — подру…ка
- верё….чка — верё…ка
- шар…ы — шар…
- ль…ы — лё…
2. Вставьте звонкие и глухие согласные.
В стаде много коз. — Жнейка заменяет сотни кос.
- Яблоко — пло… . -По реке плыл пло… .
- Дети пошли в ле… . — Миша на гору ле… .
- Он ещё моло… . — В кузнице лежал моло… .
Костя уши… ло… . На реке зы…ь и ря…ь. Николай надел тулу…, очень сильно озя… . Дым валит из тру… . Уло… был хороший. Наруби дро… . В шка… повесили пальто. Жёлу…ь упал с дуба. Га… пога… . Заяц гры… кору. Арбу… сладкий. Моро… трещит.
3. В предложениях из рассказов Льва Николаевича Толстого подчеркните подлежащее и сказуемое.
- Чиж жил в клетке.
- Старик сажал яблони.
- На дворе стоял кувшин с водой.
- На улице в толпе заблудилась маленькая девочка.
4. Образуйте от данных слов новые при помощи суффиксов.
Помидор — помидорчик, апельсин — апельсин…….., рукав — рукав…….;
длина — длинный, осень — осен…ий, туман — туман…ый.
5. Найдите в тексте 5 ошибок.
ЩЕНОК ШАРИК
Дядя витя принес щенка. Петя назвал сабаку Шарик. Шарик был рыжый, пушистый. Он ел булку и суп. Летом Петя уехал на дачу в село каменку. Мальчик взял туда и щенка. Они часто ходили в лес, купались в реке вязьме.
Занятие 17
Непроизносимые согласные в корне слова надо проверять. Для проверки нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот согласный звук произносится: солнце — солнечный, сердце — сердечный.
Запомните! Лестница, праздник, чувство.
1. Вставьте пропущенные согласные.
- грусть — грустный
- известие — изве……ный
- место — ме……ный
- ненастье — нена……ный
- пасти — па……бище
- прелесть — преле……ный
- свист — сви……нул
- счастье — сча……ливый
- тросточка — тро……ник
- уста — у…….ный
- честь — че……ный
- дети — де……тво
- зведа — звё……ный
- опоздал — по……ний
- здравие — здра…….твуй
- сердечный — сер…це
- солнышко — со…нце
- радость — радо……ный
- вкус — вку…..ный
- ужас — ужа…..ный
- интерес — интере……ный
- напрасен — напра……ный
- опасение — опа…….ный.
Не путайте: чувство — чувствовать, но часть — участвовать!
2. Вставьте пропущенные согласные.
За нашим огородом начинается другой огоро… . Юноша моло… . На наковальне лежал моло… . Мальчик взял пру… и пошёл удить рыбу на пру… . Самолёт обгоняет парохо… и поез… . Красивый зон… сломался. Медве…ь напал на лоша…ь. Бра… взял тетра…ь. Папа пошёл на заво… . Кро… прокопал длинный хо… . На обе… подали мё… .
3. Вставьте пропущенные буквы в однокоренные слова.
- завод, заводской
- м…г…зин, м…г…зинный
- б…рёза, б…рёзовый
- т…пор, т…порище
- м…лина, м…линовый
- м…шина — машинный
- н…род — н…родный
4. Обозначьте корни слов и суффиксы -еньк, — очк-, -к-, -ушк-.
- Дочь, доченька, дочка;
- трава, травка, травушка;
- лошадь, лошадка, лошадушка;
- мама, мамочка, маменька.
5. Найдите 5 ошибок.
ЛЕТОМ
Борис Грибов и его друг Глеб Чяйкин часто ходили в лес. Там большой прут. На берегу рос густой камыш. В камышах плавал белый лебеть. На красивую гордую птицу любили смотреть малчики. В жаркие дни они садились на плод и переправлялись на другой берег. Там хороший пляш.
Занятие 18
Непроверяемые гласные и согласные в корне следует запомнить по словарю: огурец, арбуз, вокзал, рисунок, футбол.
1. Вставьте пропущенные буквы.
- Лес……ница, ле……ничный
- чу……твовать, чу……тво
- кв..ртира, кв…ртирный
- тр……вай, тр……вайный
- комн…та, комн…тный
- к…ртоф…ль, к…ртоф….льный
- м…дведь, м…дведица
- р…кета, р…кетный
- к…ртина, к…ртинный
- к…рзина, к…рзинка
- к…пуста, к…пустный
- г…рой, г…ройский
- сев…р, сев…рный
- лаг…рь, лаг…рный
- т…традь, т…традка
2. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова.
Су……ота, су……отник, телегра……а, к…ло…….на, ра……вет, ш……се, п……ажир, ра……т…яние, к…ми……ия, ……ора, ка……а, кла…… .
3. Вставьте пропущенные гласные в однокоренные слова.
- Вредитель — вред
- б…гом — б..г
- св…тлеть — св…т
- б…реговой — б…рег
- дв…ровый — дв…р
- в…реньне — в…рка
- к…рмушка — к…рм
- зв…рюшка — зв…рь
- пл…ды — пл…д
- пл…ты — пл…т
- п…левой — п…ле
- м…стовой — м…ст
4. Обозначьте в словах корни, суффиксы и окончание.
Гнездо, гнёздышко; сторона, сторонушка; лебедь, лебёдушка.
5. Подчеркните подлежащее и сказуемое. Поставьте вопросы к второстепенным членам предложения.
Могучий дуб рос на зелёной полянке.
- дуб (…..?) могучий
- рос (…..?) на полянке
- на полянке (….?) зелёной.
6. Найдите 5 ошибок.
САНИТАРЫ ЛЕСА
Мы входим в лес. В воздухе пахнет грибами и спелой молиной. Сорока перелитает с сосны на сосну. Около ели встретился большой муравейник. Мурави суетились, у каждого на спине была хвоинка. Ты встречял в лесу муравьиные дома? Не разоряй их! Муравьи – санитары лисов.
Занятие 19
Приставка — часть слова. Она пишется со словом слитно: приходит, уходит, входит.
Предлог — это слово. Предлог с другими словами пишется раздельно. Между словом и предлогом можно вставить вопрос или другое слово: при (какой?) школе, в (нашей) школе.
Предлоги могут быть только у слов, обозначающих предметы: по дороге. Слова, обозначающие действия, предлогов не имеют: побежал.
1. Обозначьте приставки и подчеркните предлоги.
Поехали по дороге, добрались до опушки, запустил за домом, зашёл за товарищем, спустились с горы, побежал по аллее, потекут по оврагам, сбрасывают с крыши, оттолкнул от берега, скатиться с горы, нашла коса на камень, пошёл по лесу, отстал от товарищей, поплыл по реке, вбежал в дом.
2. Вставьте необходимые согласные в корни слов.
- властный — власть
- опа…ность — опас…ение
- прекра…ный — прекра…ен
- сви……нуть — сви……еть
- изве……ный — изве……ие
- здра……твуй — здра…ие
- уча……вовать — уча……ие
- чу……вовать — чу……во
- пра……ник — пра……новать
- радо……ный — радо…..ь
- сер…це — сер…ечный
- окре……ный — окре……
- интере…ный — интере…
- ужа…ный — ужа…
- гиган……кий — гиган…
- гру……ный — гру……ь
- со…нце — со…нышко
- по……ний — опо……ал
3. Вставьте пропущенные согласные.
Малыш ел арбуз и корки бросал в таз. Девушка ждала автобу… . Матро… натянул пару… . В июне начинается сеноко… . Оса укусила собаку в гла… . В сильный моро… береги свой но… . У дрессировщика строгий голо… . От ветра согнулся коло… . Нас заинтересовал расска… .
4. Подчеркните подлежащее и сказуемое.
Наступила осень. Дети пошли в лес. В осеннем лесу растут съедобные грибы. Красный подосиновик рос под раскидистым кустом. Жёлтые лисички притаились в опавшей листве.
5. Найдите в тексте 5 ошибок.
ШАЛУН
Падали и падали осение листя на землю. Кот вьюн караулил их. Он стрелой бросался за листиком и грозно хлопал лапой. Вьюн думал, что это воробьи. Вот глупый кот! Бабушка Дарья дала ему теплого молочка. Кот лег на кучьку листьев и за снул.
Занятие 20
Разделительный твёрдый знак пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами е, ё, ю, я: съезд, подъём, объявление.
1. Обозначьте приставки. Укажите вертикальной чертой место, куда следует вставить разделительный твёрдый знак.
От/езд, подезд, везд, сезд, сёжился, разяснение, подём, сёмка, обём, обяснение, обявление, разярённый.
2. Догадайтесь, какие согласные нужно вставить в слова.
Сердце, ле……ница, ме……ность, со……це, тро……ник, сви……нул, че……ный, гру……ный, нена……ный. опа……ность, чу……твовать, уча……вовать, здра……твуй, па……бище, изве……ный, звё……ный, яро…..ный. по……ний, вку……ный, капу……ный, интере……ный, радо……ный, преле……ный, сча……ливый, гиган……кий, ужа……ный, пра……ник.
3. Вставьте звонкие и глухие согласные.
Грубая оши…ка. Заяц ро…кий. Жарь гри…ки. У Оли новая шу…ка, Моя поку…ка — щё…ка и гу…ка. В коро…ке лежит тру…ка. О…ца пуглива. Шка…чик висит на стене. Натяни верё…ку. Тра…ка зеленеет. Короткие рука….чики. Була…кц уронили под ла…ку. Ну и пого…ка. Полей гря…ки. Чайная ло…ка горо…ка. Тащи сала…ки.
4. Допиши к словам приставки и вставьте предлоги.
- (С) свернула с дорожки;
- (ото, от) ……шёл … станции;
- (на) …. небо ….бежали тучи;
- (в) … ульи ….летели пчёлы;
- (до) ….шли …. леса.
5. Вставьте двойные согласные.
Ссора, су……а, Ро……ия, дли……ый, кла……, телегра……а, килогра……, о……аять, око……ый, програ…….а, коло……а, о…….епель, со…..ый, лимо……ный, весе……ий.
6. Найдите в тексте 7 ошибок.
МУЗЫКА
Жыл один парень. Он лофко играл на дудочке. Вот идет он полесу. Печальный стоит лес. Холодно. Лет дождь. Достал он дудочку. По лилась музыка. Выглянуло из-за леса солнышко. Оно позолотило верхушки деревьев. Вдруг вся паляна залилась ярким светом. Подняли головки цвиты. Все слушают музыку. А дождь тихо ушел за речку.