Продолжаем занятия с репетитором по русскому языку. Занятия с 21 по 25….
Занятие 21
Все слова, из которых состоит наша речь, можно разделить на большие группы, отнести к разным частям речи:
названия предметов (кто? что?) — это имена существительные: дом, кот;
названия признаков предметов (какой? какая?) — это имена прилагательные: большой, красивая;
названия действий предметов (что делать?) — это глаголы: лежать, построить.
1. Надпишите название соответствующей части речи у каждой группы:
- море, дорога, лес, лето, волк …….
- бурное, жаркое, тёмное, жадный, широкая ……..
- наступило, кончилась, очистилось, плескалось, бродит.
2. Используя слова упражнения 1, составьте 2 предложения. Подчеркните главные члены предложения.
Под голубым небом плескалось бурное море.
1) ………………………………………………..
2) ……………………………………………….
3. Вставьте разделительный твёрдый знак или мягкий знак.
- Объедки
- от…езд
- об…ём
- об…яснение
- с…ёмка
- под…ём
- с…едобный
- ул…и
- об…ятия
- раз…ём
- руж…ё
- солов…и
- под…езд
- осен…ю
- об…явление
- дерев…я
- с…ёжился
- раз…яснение
- ноч…ю
- с…езд
4. Вставьте мягкий знак в те слова, где он нужен.
Почки распустились на веточке. Школ…ник взял стал…ной гаеч…ный ключ. Из туч…ки над реч…кой закапал дождь. Мал…чик авторуч…кой испач…кал кончик пал…чика. На ноч…ном небе появились звёздоч…ки.
5. Вставьте пропущенные гласные в однокоренные слова.
Пешком — пеший, скр…пит — скр…п, цв…тной — цв…т, п…лил -п…лит, сл…дит- сл…д, ч…рвивый-ч…рвь, п…щат-п…ск, см…льчак-см…лый, ш…гать-ш…г, пос…лить-с…ль, с…сновый-с…сны, ст…ловая-ст…л, пр…мой-пр….мо, ст…льной-ст…ль, я…довитый-…д.
6. Найдите 10 ошибок.
ЗИМНИЙ ДЕНЁК
Ночю был лехкий мороз. Выпал первый снек. Он мягкий, белый, пушыстый. Дубки, дома и дорошки стали белые. С берез посыпался иней. Хорошо водворе! Ребята надевают пальто, шапку, варешки и бегут играть в снешки. Малыши вылепили снеговика. Вместо носа морковка. Скоро прилитят зимние гости. Кармушки для них готовы.
Занятие 22
Имена существительные — это слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? или что?: корова, дерево, язык.
1. Укажите, какие слова относятся к именам существительным, какие к прилагательным, а какие — к глаголам.
- волк (сущ.)
- серый (…….)
- лежит (……)
- каркает (……)
- петух (……)
- зелёный (……)
- сапог (………)
- гусь (………)
- крякает (……)
- ключ (…….)
- летает (…….)
- собака (……..)
2. Допишите в каждом предложении одинаковые приставки и предлоги.
Медведь в лесу влез на дерево. Воробей …скакал … дорожке. Мама …тёрла пыль … мебели. В лесу дети …брели … зайчонка. … машины …прыгнул котёнок. … города путешественники …ехали за два дня. Ученики …шли работать в сад … узкой тропинке. В борьбе … первое место спортсмены …воевали чемпионский титул.
3. Вставьте двойные согласные.
Туманные дали, контрольная гру……а, праздничная су…….ота, друг Кири……., скоростное шо……е, белоснежная ва……а, ру……кий фильм, сплочённый ко……ектив, тёмная а……ея, срочная телегра……а, недолгая ……ора, высокая коло……а, один килогра……., сложная програ……а, зимняя о…….епель, снег о……аял, со……ый ребёнок, око……ое стекло, большое ра……тояние, маленькая гру……а, интересная ко…….екция, положить дро……. в тесто, крапива …….ёт, карма……..ый фонарик.
4. Вставьте, где нужно, твёрдый или мягкий знак.
Дарья шьёт бельё. Ил…я отложил свой от…езд на два дня. Летом мы жив…ём на даче. Волка поймали жив…ём. Под…ём на гору крут. Лёша с…ел на скамейку и с…ел грушу. В нашем доме гост…ю всегда рады. Сегодня под…ехала тётя Лена. Саша, встречай гост…ю! Я бел….ю стены. К бел…ю пришили пуговицы. Сеня об…едает. Хомячок об…едает капустный лист. Олен….и живут в тундре. Олен…и стада кочуют на сотни километров.
5. Обозначьте корни, суффиксы и окончания.
- Сад, садик, садовый
- серый, серенький, серость
- старый, старик, старушка
6. Найдите 5 ошибок
БЕЛОЧКА
Живет в лесу белочка. Гнездо у белки на сасне в дупле. Она сушыт грипки и ягодки. Настала холодная зима. Снежком замело поля и трапинки. Трещит морос. Трудно искать пищу. А белочка грызет в тепле орешки.
Занятие 23
Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.
К существительным мужского рода можно подставить слова он, мой: слесарь, герой, завтрак.
К существительным женского рода можно подставить слова она, моя: собака, фабрика, площадь.
К существительным среднего рода можно подставить слова оно, моё: окно, гнездо, платье.
1. Укажите род имён существительных.
Пристань (………..), пальто (…………..), приключение (…………………….), вещь (………………), конь (……………….), гавань (……………….), дочь (………………….), скамейка (……………………….), стекло (………………..), степь (…………………), улица (…………………….), мяч (……………….).
2. Вставьте проверяемые согласные.
В шалаш постелили камыш. У Славы живут чи…… и у… . Девочка поднялась за подру…кой на второй эта… . Бабушка чистила но… и вилки. Ланды… душист. В зоопарке живут мор… и ё… . День хоро… . Ребёнок приго… . Ко…ка сбросила со стола кни…ку. В кру…ку и ча…ку положили ло…ку сахару. У стола починили но…ку. Сторо…ка лесника стояла на опу…ке. Мы…ка проела дырку в старой руба…ке. Волк не заходит за красные фла…ки. Обезьяньи пры…ки смешны.
3. Разберите слова по составу.
- низ, низкий;
- винт, винтик;
- мир, мирный;
- вязать, повязка;
- мазь, замазка;
- дело, проделка;
- воз, возчик, перевозчик;
- езда, съезд, поезд;
- стрела, стрелок, выстрел
4. Вставьте пропущенные гласные в однокоренные слова.
П…суда, п…судная; лавка; с…лдат, с…лдатский сапог; п…года, п…годные условия; …рех, …реховый крем; м…рковь, м…рковный сок; в…р…бей, в..р…бьи, …г…род, …г…родное чучело; г…тов, г…товый завтрак; г…рох, г…роховый суп; в…рона, в…ронье крыло; гор…д, гор…док; мол…т, мол…ток; ур…жай, ур…жайный год; а…втобус, …втобусный тур.
5. В предложениях из произведений Льва Николаевича Толстого вставьте нужные буквы в имена людей и клички животных.
У Вари был чиж. …аря пришла к чижу. Пошла …атя по грибы, взяла …ашу. Была у …асти кукла. Один медведь был отец, звали его …ихаил …ванович. С тех пор …ерёжа никогда не ловил птиц.
6. Найдите 10 ошибок.
ГДЕ ЗИМУЮТ БАБОЧКИ
Наступают осение холода. Ночю лёхкие морозцы затягивают лужы льдом. Куда пропали висёлые бабочьки? Крапивницы залетели в сараи и там заснули. По склонам лисных полян под сухими листями легли на зимовку лимонницы. Вюги намели сугробы. Бродят в поисках пищи лисицы и ласки. Не найти им бабочек под пушыстым снегом.
Занятие 24
Имена существительные изменяются по числам и употребляются в единственном или множественном числе: обезьяна- обезьяны, растение-растения.
1. Поставьте имена существительные во множественное число.
- Дом — …..
- голос — ……
- скатерть — …….
- здание — ……..
- пассажир — ……..
- народ — ………
- класс — …….
- огурец — ……………
2. Укажите род и число имён существительных.
Марш (м.р., ед.ч), мощь (…………), обруч (………), деревни (………), телеграмма (………), кони (……….).
3. Вставьте, где нужно, твёрдый или мягкий знак.
Костю позвали домой. Волк подавился кост….ю. На стене висело об…явление. Я пол…ю грядку от сорняков, а вечером пол…ю её. Кол…я для палатки заготовил кол…я. Туристы с…ели завтрак, а об…едки оставили Шарику. К под…езду под…ехала машина. Ден… был жаркий. Для весеннего сева нужно хорошее сем…я. Дружная сем…я собралась за столом. Лист…я на дерев…ях растут летом.
4. Догадайтесь, какие пропущенные согласные нужно вставить в однокоренные слова.
Ловкие (ловок), гребцы (гребёт), сколь…кая (сколь…ит), доро…ка (доро…енька), ре…кие (ре…ок), пры…ки (пры…ок), мя…кая (мя…ок) поду…ка (поду…ечка), лё…кая (лё…ок), изморо…ь (моро…ы).
5. Вставьте двойные гласные.
Оленька присела на скамеечку. Наташеньке купили маленькую л…чку. Разразились првая весенн…. гроза. Наша дача крайн….. от ворот. Дети пошли в соседн…… село. В летн…… ночь поют соловьи.
6. Вставьте пропущенные гласные в однокоренные слова.
- говорить, заговор — говор;
- в…да, в…дяной — в…ды;
- ст…клянный — с…кла;
- ч…стота — ч…стый;
- с…нева — с…ний;
- гн…здо — гн…зда;
- д…р…вянный — д…рево, дер…вья
7. Подчеркните подлежащее и сказуемое.
1)Пассажиры проехал длинный путь.
2) На синем небе ярко светит солнце.
3) К вечеру зелёные лягушки громко квакали на болоте.
8. Найдите 10 ошибок.
У моря
Я жил на берегу моря и лавил рыбу. У меня была лотка. Перед домом стояла бутка. Там на цепи находился огромный пёс барбос. Я уходил вморе. Он сторожыл дом. Весело встречял меня барбос с уловом. Он любил отведать рыпки. Я трепал сабаку по спине и угощал рыбой.
Занятие 25
Мягкий знак на конце слов после шипящих пишется в именах существительных женского рода: рожь, ночь, мышь
На конце других других существительных после шипящих мягкий знак не пишется: нож, плащ, врач.
1. Вставьте мягкий знак в те слова, где он нужен.
- (мой) нож, лещ…, ковш…, трубач…, сторож…, силач…;
- (моя) рожь, вещ…, ноч…, полноч…, пустош…, помощ…;
- (моя) молодёж…, тиш…, печ…, упряж…, реч…, мелоч…;
- (мой) ёрш…, сыч…, выиграш…, плющ…, мяч…, стриж…
2. Вставьте проверенные гласные.
Ребятишки побежали от дождя. В д…ждливую погоду вр…дители наносят б…льшой вред урожаю. Зимой л…сники раскладывают в к…рмушки корм для диких зв…рей. Св…тлячок св…тился з…лёным светом. Ст…рик ухаживал за пл…довыми д…ревьями. Пл…ты прошли под м…стом. Д…леко в…днелись покрытые лесом б…рега. Пов…р в…рил в…ренье из яблок. На дв…ре ст…яли з…л…тистые снопы пшеницы. Цв…тистые луга простирались вд…ли за к…л…сящимися п…лми хл…бов.
3. Создайте новые слова при помощи суффиксов -ик_, -ок-, -еньк-.
Рот-ротик, нос-нос…, терем-терем……., толстый-толст…….ий, милый-мил……ий, жёлтый-жёлт…….ий.
4. Вставьте непроизносимые согласные там, где они нужны.
День был солнечным. — Солнце зашло за тучку.
- Это мой сер…ечный друг. — У него здоровое сер….це.
- Получено приятное извес…ие. — Это давно извес…но.
- Много радос…и. — Радо…ное сообщение.
- Растёт капус…а на огороде. — Капус…ный лист.
- Миша опоз…ал на урок. — Он пришёл поз…нее всех.
- На небе горит звез…а. — Прекрасное звёз…ное небо.
- Ле……ница крутая.
- Долго длится ненас…ье. — Погода сегодня ненас…ная.
- Опа…ное приключение.
- Напр…ные усилия.
- Ужа…ный рассказ.
5. Подчеркните подлежащее и сказуемое. Поставьте вопросы к второстепенным членам предложения.
На проталине зеленеет первая травка.
Травка (……?) первая, зеленеет (…..?) на проталине.
6. Найдите 7 ошибок.
Наша улица
Хороша наша улица. Дома красивые и высокие. Во дворах — площатки для игр и цвитники. Раньше на нашей улице стояли маленькие домишки. Долго жыли они на свете. Стены их покосились. Тижело жилось людям в деревянных домах. Теперь шырокая улица с высокими домами, тенистыми деревями заменила уские переулки.