Продолжаем занятия по русскому языку Людмилы Анатольевны Ахременковой. Занятия 26-30…
Занятие 26
Имена прилагательные — это слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?: большой, синяя, дальнее, ранние.
1. Укажите часть речи.
Большой (……..), пищит (…….), стул (……..), ботинок (…….), караулит (……….), щенок (……….), курица (……..), белый (……..), замок (………), бегает (……….), удобный (……….), ныряет (………), кудахчет (………), чёрный (………), летит (…….), ходит (………), холодный (………), мычит(……..).
2. Вставьте двойные согласные.
Заднее колесо больше, чем переднее. Весенн…… солнце гр……т сильн…. и сильн….. . Син……небо стало ещё син…… . Зимн……ночь длинна. Мы ходили гулять в ближн…… рощу. В саду росли лил…… . За окном син……т лес. День гаснет и тускн……т. Заблестела утренн…… роса.
3. От слов-названий предметов образуйте слова-признаки предметов с суффиксами -н-, -ов-, -ев-, -ск-.
- ель — еловый
- клён — клен……ый
- сирень — сирен……ый
- север — север…ый
- стол — стол……ый
- берёза — берёз……ый
- сентябрь — сентябрь……ий
- октябрь — октябрь……ий
4. Вставьте, где нужно, мягкий знак.
Товарищ, полноч…, шалаш…, мыш…, помощ…, вещ…, врач…, лещ…, кирпич…, тиш…, камыш…, печ…, борщ…, реч…, грач…, чертёж… .
5. Обозначьте приставки.
Поддержал — подержал; поддать — подать; надстроить — настроить; подтянул — потянул; надписать — написать; надставить — наставить.
6 . Подчеркните подлежащее и сказуемое. Поставьте вопросы к второстепенным членам предложения.
На лугу пестреют полевые цветы.
Цветы (…..?) полевые
Пестреют (……?) на лугу.
7. Найдите 8 ошибок.
Первая встреча
Было теплое утро. Малыш выбежал на крыльцо. В ведре с водой играл лучь солнца. Брызги халодной воды полители во все стороны. Это малыш умывался. На ручьку мальчика села божя коровка. Она лофко и быстро двигалась. Хрустнула ветка. На круглой спинке показались два крепких крылышка. Мелькнула темная головка и букажка скрылась в чаще куста. Малыш был очень удевлен.
Занятие 27
Имена прилагательные изменяются по родам.
Имена прилагательные мужского рода отвечают на вопрос какой? и имеют окончания -ой, -ый, —ий: большой, острый, синий.
Имена прилагательные женского рода отвечают на вопрос какая? и имеют окончания -ая, -яя: большая, дальняя.
Имена прилагательные среднего рода отвечают на вопрос какое? и имеют окончания — ое, -ее: большое, дальнее.
Запомните связь между окончаниями прилагательных и окончаниями вопросов к ним:
м. род какой? —ой, -ый, -ий
ж. род какая? — ая, -яя
ср. род какое? —ое, -ее
1. Поставьте вопросы к именам прилагательным и допишите их окончание.
- бумага (какая?) белая
- река (как……?) тих……
- пила (как……?) остр……
- деревня (как……?) дальн……
- весна (как……?) ранн…..
- роса (как……?) утренн……
- погода (как……?) весенн……
- здание (какое?) новое
- поле (как……?) дальн……
- платье (как……?) красив……
- небо (как……?) син……
- время (как…….?) поздн…….
- озеро (как……?) глубок……
- дерево (как……?) высок…….
- дом (какой?) большой
- костюм (как……?) шерстян…….
- человек (как……?) сильн…….
- холод (как…….?) зимн…….
- дуб (как…….?) могуч……..
2. Вставьте мягкий знак в те слова, где он нужен.
Силач испугал мышь. Туш… пролили на чертёж… . Товарищ… показал меч… . Нож… перережет камыш…. Сторож… в полноч…. не спит. Врач… поехал в глуш… . Молодёж… пришла на помощ… . Плющ… обвил шалаш… . Ёж… убежал в рож… . Стриж… сел на пустош… . Плащ… — хорошая вещ… . Борщ… поставили в печ… .
3. Вставьте мягкий или твёрдый знак.
Весной на деревьях появляются листья. В конце мая начинают петь солов…и. В начале лета кое-где на дерев…ях можно видет… птич…и гнёзда. С…едобные ягоды земляники, малины можно собирать в начале лета. Ближе к осени появляются с…едобные грибы.
4. Найдите 7 ошибок.
Дикие утки
Дымка тумана сползала вовраг. Мы подехали к озеру. Солнечный луч прыгал по трове. В воздухе раздался лехкий шумок. Это пролетали надозером дикие утки. Они с делали круг и сели в камышах.
Дикие утки строят гнезда на кучках старого камыша. Птица найдет кучьку, вытопчет в середине ямку и устилает ее легким пухом. Пушком они закрывают яички, когда уходят попить или поесть.
Занятие 28
Имена прилагательные во множественном числе отвечают на вопрос какие? и имеют окончания —ие, -ые: дальние, светлые.
Запомните связь между окончаниями прилагательных и окончаниями вопросов к ним во множественном числе: какие? -ие, -ые.
1. Поставьте вопросы к именам прилагательным и допишите пропущенные окончания.
- руки (какие?) сильные
- узоры (как….?) вырезн……
- дожди (как……?) осенн……
- дома (как…….?) нов……
- тени (как…….?) длинн…….
- деревья (как……..?) высок…….
- зори (как……?) летн…….
- лебеди (как……?) бел…….
- кусты (как……..?) зелён…….
- берёзы (как…….?) кудряв……..
2. Вставьте проверяемые гласные.
В дремучем лесу растут грибы. Ч…совщик починил ч…сы. Т…жёлый самолёт л…тит над м…рским заливом. Тихий зв….нок наст…рожил ч…сового. Малыш св…стит в св…сток. Ученик ж…лел, что оп…здал на урок. Осиновый л…сток др…жал на в…тру. Мальчики др…знили щенка. Не откладывай свои д…ла на завтра. Овёс — з…рновая культура. Не г…рюй, см…три веселей! Л…сник зат…пил печь.
3. Разберите слова по составу.
Дворник, ветерок, северный, выход, цветник, вырубка, замёрз, холодный, дождь, избушка, перегородка, ранняя.
4. Вставьте пропущенные согласные.
Дети, став взрослыми, тепло вспоминают своё детство. 1) Мес…ный лагерь располагался в прекрасном мес…е. 2) Доклад вызвал большой интере… . — Интере…ный рассказ скоро закончился. 3) Ненас…ье наступило неожиданно. — Ненас…ный день хмурился дождём. 4) Здра…ствуйте, товарищи солдаты! — Здра…ия желаем, товарищ командир!
5. Подчеркните подлежащее и сказуемое. Поставьте вопросы к второстепенным членам предложения.
Утренняя роса покрывала зелёную траву.
роса (……….?) утренняя
покрывала (……….?) траву
траву (……….?) зелёную
6. Найдите 9 ошибок.
Однажды в лесу
В лесу под деревьями лежал глубокий снек. По утрам еще бывали весение марозцы. Зверей и птиц держал на снегу плотный наст. Поснегу про бежала мышь. Кребко прижались друг к другу маленькие зайчята. Они ропко осматривали месность. Малыши терпеливо ждали зайчиху. Уселась рядом птица. Страшными большими зверями казались ей зайчата. А они с ужасом смотрели на нее. Кто кого пугал?
Занятие 29
Глаголы — это слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делает? что сделал? что будет делать? и другие: пашет, вспахал, будет пахать.
Глаголы изменяются по временам.
Глаголы в настоящем времени отвечают на вопрос что делает?: пашет, пилит.
Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы что делал? что сделал?: пахал, спилил.
Глаголы в будущем времени отвечают на вопросы что сделает? что будет делать?: будет пахать, вспашет, будет пилить, спилит.
1. Укажите часть речи.
- бежит (……….)
- красный (……….)
- ползёт (………….)
- поёт (……………..)
- синий (……………)
- читает (…………..)
- хрюкает (………..)
- диван (……………)
- едет (…………….)
2. Поставьте глаголы в форму настоящего, прошедшего и будущего времени. Знак (!) означает: будьте внимательны.
- копать — (что делает?) копает , (что делал?) копал, (что будет делать?) будет копать
- летать — (что делает?) ……. , (что делает?) ……… , (что будет делать?) ……….. .
- читать — (что делает?) ……. , (что делает?) …….., (что будет делать?) ……….. .
- светлеть — (что делает?) ……. , (что делает?) ……….., (что будет делать?) ………. .
- болеть — (что делает?) ……… , (что делает?) ………. , (что будет делать?) ………… .
- (!) шептать — (что делает?) …….. , (что делает?) ……….., (что будет делать?) ………. .
- (!) пахать — (что делает?) ………. , (что делает?) ………., (что будет делать?) ………… .
- красить — (что делает?) …….., (что делает?) …………, (что будет делать?) ………… .
- тратить — (что делает?) ……… , (что делает?) ………….., (что будет делать?) ……….. .
- сушить — (что делает?) ………, (что делает?) ………….., (что будет делать?) ………. .
- светить — (что делает?) ………., (что делает?) …………., (что будет делать?) …………. .
3. Допишите окончания имён прилагательных.
Скоро наступят весенние дни. Растают глубок…… снега. Прилетят перелётн…… птицы. Грачи поправят прошлогодн…… гнёзда. Сначала в них появятся маленьк…… пёстр…… яички, потом вылупятся пушист…… беспомощн…… птенчики. Заботлив……. родители трудятся цел…… день. Зелён…… и син……. гусеницы, мохнат…… жучки — всё идёт на корм деткам.
Был ясн…… весенн…… день. Сияло ярк…… солнце. Прошлогодн…… листва темнела на перв……. проталинках. Показалась перв……. весенн……. травка. река, син…… и глубок…… летом, несла мутн…… воды свои.
Наступил зимн…… вечер. Зимн…… солнце быстро ушло. К вечеру разыгрался страшн…… буран. Одинок…… путник ищет тёпл……. жильё.
4. Найдите 5 ошибок.
Привет мартышке
Мартышка сидела на пальме и ела финики. Чем больше она ела, тем лучше становился аппетит, но ухудшалось настроение. Мартышка грустила.
И тут она увидела сланенка. Он нес ей привет от удава. Мартышка слезла спальмы, вытирла ладожки о траву и протинула руки. Она хотела от слоненка взять привет. Ведь он был очень большой и горячий. Но где же привет?
Занятие 30
Мягкий знак после шипящих на конце глаголов пишется всегда: течь, стричь, поёшь, несёшь, не плачь.
1. Допишите мягкий знак на конце глаголов.
(Ты) живёшь, спиш…, участвуеш…., тянеш…, ловиш…, говориш…., смотриш…., празднуеш…., мешаеш…., видиш…., не плач…., съеш…., летаеш…., чистиш…., теч…, стрич…., печ…., стереч…., береч… .
2. Вставьте пропущенные буквы в окончания глаголов.
- Малыш собирает
- роса блещ…т
- кошка чеш…т
- червь поеда…т
- ветер ду…т
- пахарь паш…т
- буран свищ…т
- рука неме….т
- месяц светит
- повар готов…т
- маляр крас…т
- ветер нос…т
- ножом режут
- пером пиш…т
- плугом паш…т
- птички щебеч…т
- ушами слушают
- красками рису…т
- дети чита…т
- в хоре по…т
- лёгкими дышат
- ногами стуч…т
- щенки визж…т
- дети крич….т
3. Согласуйте окончания существительных и глаголов.
Кошка села, солнце село; посуда упал…, полотенце упал…; машина уехал…, такси уехал…; труба лопнул…, что-то лопнул…; дорога кончил…сь, лето кончил…сь; вода вскипел…, молоко вскипел… .
4. Вставьте мягкий знак там, где он нужен.
Мой товарищ пошёл в поход один. Взял нож…, нарезал камыш…, построил шалаш…, стал печ… на костре картошку, а потом решил леч… спать на всю ночь… . Ночью глуш… и тиш… . В рюкзаке в какую- то вещ… залезла мыш…, а в шалаш… забежал ёж… . Мыш… испугалась, ёж… уколол товарища, тот вскочил, запутался и упал на плащ… . Стал звать на помощ… . Хорошо, что мимо в поход один?
5. Найдите 10 ошибок.
Прогулка в рощу
Осеню мы всем класом пошли в рощу. Деревя стаяли нарядные. Листя, как ковер, лежали на зимле и шуршали под ногами. На ветвях рябины висели красные гроздя ягод.
Мальчики нашли старое птиче гнездо. Девочьки собрали под елью шышки. Из шишек можно сделать забавные игрушки для малышей.