Продолжаем …..
Занятие 31
Не с глаголами пишется отдельно: не ест, не пьёт.
1. Напишите не с глаголами.
Не трогайте, …. сорвёшь, …… рубили, …… найдёшь, …… ешь, …… сеяли, …….плачь, ……росли, ……..спит.
2. В рассказе укажите время глаголов.
Оляпка
Декабрь. Мороз. Кругом лежит (……… вр.) снег. На деревьях пушистые снежинки. С берез и осин листья давно опали (……… вр.). Только на дубах желтеют (…….. вр.) листья. Тишина.
Вдруг донеслась(……… вр.) веселая песня. Я оглянулся (……… вр.) . На берегу реки сидела (……… вр.) птичка. Я шагнул (………. вр.) к ней. Птичка кинулась (………вр.) в воду и пропала (………вр. ). Я решил (…….. вр.), что она утонула (…….. вр.). На кто это бежит (…….. вр.) по дну реки? Это оляпка, или водяной воробей.
3. Вставьте мягкий знак после шипящих на конце глаголов.
Что посеешь, то и пожнёшь. Подальше положиш…, поближе найдёш… . Руки не протянеш…, с полки не достанеш… . Прогуляеш…, так и воды похлебаеш… . Как постелеш… , так и поспиш… . Остр меч, да некого сеч… . Если хочеш… мира, готовься к войне. Обманом барыша не наторгуеш… Из одной муки хлеба не испечёш… . Дракою прав не будеш… .
4. В рассказе «Лиса Патрикеевна» К.Д. Ушинского поставьте вопросы и допишите окончания имён прилагательных.
У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце (какое?) тоненькое, ушке на макушке, хвостик на отлёте, шубка (………?) тёпленьк……. . Хорошо кума принаряжена: шерсть (………?) пушист……, (…….?) золотист…….; на груди жилет, а на шее (……..?) бел…… галстучек. Ходит лиса тихохонько, к земле пригинается, будто кланяется; свой (……?) пушист….. хвост носит бережно; смотрит ласково, улыбается, зубки (……?) бел……. показывает.
5. Допишите не с глаголами в русских пословицах.
Снявши голову, по волосам не плачут. В лес дров …. возят. Чего …. знаешь, о том … не говори. Два медведя в одной берлоге … уживаются. Ища себе прибыли, другому …. желай погибели. Прежде выстрела …. падай. … хвали в очи, … брани за глаза.
6. Найдите 8 ошибок.
Находчивые птицы
Кто невидел первый снег? Красивое зрелище!
Наконец выпал на землю мяхкий пушыстый снежок. Каждое деревце и каждый кустик надели снежные шапки.
Вечером с высоких берес тетерева начали нырять в снек. Они пробегали несколько шагов под снегом, обминали вокруг себя местечко. Выхадила уютная подснежная спалня. Сверху ее зверь неувидит, а внутри будет тепло и уютно.
Занятие 32
Однородными членами предложения называются одинаковые члены предложения, выраженные одной и той же частью речи (подлежащие, сказуемые т.п.)
Между однородными членами предложения ставятся запятые: Мама, пап, бабушка уехали на дачу. Ветер выл, свистел, не унимался до вечера.
Однородные члены предложения могут соединяться союзами и.
Перед союзами и, да ( в значении и) запятая не ставится: В лесу мы видели следы зайцев, кабанов и лосей. Взяли с собой кота да петуха.
1. Обведите однородные члены предложения, а слово, о которого они зависят, отметьте крестиком Х.
В поле цветут колокольчики, ромашки, гвоздики. В лесу водятся волки, лисицы, зайцы, белки. Волга, Урал, Терек и Кура впадают в Каспийское море. Птички порхают, поют, гнёзда тёплые вьют. Мы ходили в лес за малиной, клубникой и грибами.
2. Поставьте необходимые запятые. Обведите однородные члены предложения.
Емеля обулся, оделся, взял вёдра и пошёл на речку. Остались только галки чижи и синички. Понёс волк свинку за пень за колоду за белую берёзу. Уселись братья за столы дубовые за скатерти узорчатые. Сестра выбежала встретила его приголубила.
Между однородными членами предложения, соединёнными повторяющимися союзами и…и, ни… ни, то…то, или…или, либо…либо, ставится запятые: Мне не надо ни серебра, ни золота.
3. Поставьте необходимые запятые. Обведите однородные члены предложения.
Едет Иван и день, и два, и три. Не везут за ними ни постелей пуховых ни одеял меховых. Голубка то крылом машет то пёрышки чистит то зёрнышко клюёт. Проснулся на заре Иван-царевич, глянул: нет ни рвов глубоких ни буераков ни каменьев острых. Видит Иван-царевич и поля и луга и рощи зелёные и солнышко ясное.
Перед союзами а, но, да (в значении но) запятые ставятся всегда: Катя спешила на поезд, но опоздала. Лето мы провели не в городе, а в деревне. Мал золотник, да дорог.
4. Поставьте необходимые запятые. Укажите причину их постановки; подчеркните союзы а, но, да (в значении но).
Бежит лиса, а навстречу ей волк попадается. То ещё не сказка а присказка. Настала ночь но темнота продолжалась недолго. Вот собака ходит по чистому полю а домой идти боится. Вот царь опять едет к ней в гости а царице очень досадно. Царевна села на корабль а царевич поехал кружным путём. Помог бы да крылья у сокола связаны. По усам текло да в рот не попало.
Занятие 33
Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. В русском языке 6 падежей.
Падежи
Именительный (кто? что?): У меня есть кот, дом.
Родительный (кого? чего?): У меня нет кота, дома.
Дательный (кому? чему?): Я даю коту, дому.
Винительный (кого? что?): Я виню (вижу) кота, дом
Творительный (кем? чем?): Я творю (горжусь) котом, домом
Предложный (о ком? о чём?): Я думаю о коте, о доме.
Существительное в именительном падеже в предложении всегда является подлежащим: Катится (кто?) колобок (Им.п) по дороге.
1. Поставьте вопросы и укажите падеж имён существительных.
Скоро наступит (что?) зима (Им.п).
- (……?) Лето (…. п.) кончилось.
- У (…….?) берёзы (… п.) пожелтели (…….?) листья (… п.)
- Дети вышли из (…….?) комнаты (…. п.).
- Валя была рада (……..?) книжке (…. п.)
- Буря сломала (……?) дуб (…. п.).
- Над (……..?) избой (…. п.) вьётся (…….?) дымок (…. п.)
Иногда слова в разных падежах имеют одинаковые вопросы и пишутся одинаково: У дороги стоял (что?) дуб (Им.п.). — Буря сломала (что?) дуб (В.п.). Если вам трудно определить падеж, мысленно замените определяемое слово на слово лиса, и вам всё станет понятно: У дороги стояла лиса (Им.п.). Буря сломала лису (В.п.).
2. Поставьте вопросы и укажите падеж имён существительных.
(Кто?) Заяц (Им.п.) жил подле (чего?) деревни (Р.п.).
- Кругом лежал (…..?) снег (… п.)
- Над (………?) деревней (…. п.) вился (…….?) дымок (… п.)
- Жёлтая (…..?) луна (… п.) освещала (…….?) лес (… п.)
- (…..?) Лес (… п.) качал (….?) верхушками (…. п.) деревьев.
3. Прочитайте словарные слова, выделяя голосом «опасные» буквы.
Оборона, дорога, корова, около, однажды, свобода, огонь, овца, хлебороб, тепловоз, электровоз, электростанция, Москва, самолёт, хозяйство, шофёр.
4. Найдите 5 ошибок.
Хлеб
Лежит настоле тёплый душыстый хлеб. Кто дарит нам это чудо? Залотые руки людей растят хлеб. Висной они пашут землю,сеют хлеба. Всё лето они ухажывают за посевами. Люди хотят получить хороший урожай. Они хотят подарить всем хлеба побольше.
Занятие 34
Имена существительные бывают трёх склонений.
К 1-му склонению относятся все имена существительные с окончаниями на -а, -я: бабушка, дядя.
К 3-му склонению относятся имена существительные женского рода, оканчивающиеся на ь: рояль.
Ко 2 -му склонению относятся все остальные имена существительные: дом, сарай, конь, поле.
1. Укажите склонение имён существительных.
Магазин ( 2 скл.), моль (3 скл), статуя (1 скл), ворона (… скл), животное (… скл), дверь (… скл), герой (… скл), капуста (… скл), мозоль (… скл), дрожь (… скл.), полиция (…. скл.), город (… скл.), вихрь (… скл.), зелень (… скл.), горох (… скл), мебель (… скл.), память (…. скл.), якорь (… скл.), ладонь (… скл), трамвай (… скл.), тётя (… скл.).
2. Укажите падеж имён существительных. Помните о «лисе».
У (чего? одежды (Р.п.), к (….?) одежде (… п.), в (…..?) одежду (… п.), под (чем?) одеждой (… п.), в (чём?) одежде (… п.);
с (…..?) книги (… п.), по (….?) книге (…. п.), в (…….?) книгу (…. п.), с (…..?) книгой (… п.), о (…..?) книге (…. п.).
3. Прочитайте словарные слова, выделяя голосом «опасны» места.
Библиотека, автомобиль, агроном, близко, горизонт, вокзал, возьму, костёр, коллектив, комбайн, командир, облако, победа, портрет, погода.
4. Вставьте пропущенные буквы.
…б…рона, д…рога, к…рова, ок…л…, …днажды, св…бода, …гонь, …вца, хл…б…роб, т…пл…воз, эл…ктр…воз, эл…ктр…станц…я, М…сква, с…м…лёт, х…зяйство, ш…фёр.
5. Подчеркните подлежащее и сказуемое. Поставьте вопросы к второстепенным членам предложения.
Река укрыла её под кисельным бережком.
Укрыла (…..?) её; укрыла (….?….?) под бережком; под бережком (…..?) кисельным.
7. Найдите 7 ошибок.
Радость
Прошли сильные дожди. Журчат пополям ручи. Рибятишки бегут в овраг. На дне его потоки вады. Вот где раздоле! Мальчики делают запруду. Юра васильев спускает на воду лодочку из бумаги. У Андрюши воробьёва готов кораблик с парусом. По озеру уже плывёт целая флотилия.
Занятие 35
Проверяйте безударные окончания имён существительных 1-го склонения по ударным окончаниям слов лиса, земля.
Им.п (кто?) лиса (что?) земля
В.п. (кого?) лисы (чего?) земли
Д.п. (кому?) лисе (чему?) земле
В.п. (кого?) лису (что?) землю
Т.п. (кем?) лисой (чем?) землёй
П.п. ( о ком?) о лисе (о чём?) о земле
1. Допишите окончания имён существительных 1- го склонения.
Им. п. (кто что есть?) деревня, медведица
В.п. (кого, чего нет?) деревн… медведиц…
Д.п. (кому чему я даю?) деревн… медведиц…
В.п. (кого, что я вижу?) деревн… медведиц…
Т.п. (кем, чем я горжусь?) деревн…… медведиц……
П.п. (о ком, о чём я думаю?) о деревн… о медведиц…
2. Прочитайте словарные слова, выделяя голосом «опасные» места.
Адрес, берег, беседа, везде, впереди, восемь, двенадцать, одиннадцать, инженер, желать, медведь, медленно, календарь, сверкать, сегодня, сейчас.
3. Разберите слова по составу.
Местный (место), грустный (грусть), честный (честь), опасный (опасен), вкусный (вкус), интересный (интерес).
4. Поставьте вопросы и укажите падеж имён существительных.
Упал (с чего?) с крыши (Р. п.). Рад (….?) встреч… (… п.). Красил (…..?) крыш… (… п.). Гуляли (……?) по алле… (… п.). Приехали (……?) к тёт… (… п.). Остановились (…….?) у деревн… (…п. ). Жил (…..) у дяд… (… п.). Отдыхал (……?) в деревн… (… п.). Хвоя (……?) на ёлк… (… п.). Косили (……?) за деревн……. (… п.). Лежал (……?) под ёлк…. (… п.). Вошли (……..?) в деревн… (…. п.). Играли (……?) на полянк… (… п.). Построили (……..?) дом (… п.). Летели (……?) над полян…. (… п.). Стоит (……..?) дом (… п.).
5. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова.
Б…бл…тека, …вт…м…биль, …гр…ном, близк…, г…р…зонт, в…кзал, в…з…му, к…стёр, к……ектив, к…мбайн, к…м…ндир, обл…ко, п…беда, п…ртрет, п…года.
6. Найдите 6 ошибок.
Память
В деревне клишино стоит памятник воинам. Они погибли в бою за родную землю. Люди помнят их подвик. Жители клишина поставили ограду вокруг памятника.
На плите из мрамора написали имена гироев. Летом здесь всегда живые цветы. Осеню ребята кладут венки из жёлтых и красных листьев. Зимой они чистят дорогу кпамятнику. На плите зелень ёлок.