Продолжаем занятия по русскому языку. Повторяем и закрепляем все правила и темы русского языка в начальной школе, чтобы в школе было легко и интересно…
Занятие 36
Имена существительные 2-го склонения при изменении по падежам имеют окончания, в написании которых трудно ошибиться ( к вокзалу). В предложном падеже имеют окончания —е: на вокзале, в самолёте.
1. Просклоняйте имена существительные 2-го склонения.
Им.п (кто, что есть?) вокзал корабль
Р.п. (кого, чего нет?) вокзал… корабл…
Д.п. (кому, чему даю?) вокзал… корабл…
В.п. (кого, что вижу?) вокзал… корабл…
Т.п. (кем, чем творю/горжусь?) вокзал… корабл…
П.п. (о ком, о чём думаю?) о вокзал… о корабл…
2. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова.
Адр…с, бер…г, в…зде, …п…реди, вос…мь, дв…на…цать, …ди…а…цать, инж…нер, ж…лать, м…дведь, медле……о, к…л…ндарь, св…ркать, с……огдня, с…йчас.
3. Прочитайте словарные слова, выделяя голосом «опасные» места.
Салют, вагон, газета, пассажир, расставлять, фамилия, прекрасный, председатель, путешествие, телефон, чёрный, шестнадцать.
4. Обозначьте корни, суффиксы и окончания.
Тетрадка, охотники, листок, звёздочка, тракторист, лётчик.
5. Поставьте вопросы и укажите падеж имён существительных.
Водитель работает (на чём?) на грузовике (п.п.)
- Машинист водит (……?) машину (… п.)
- От причала отошёл (…….?) корабль (… п.).
- Капитан ведёт (……..?) корабль (… п.).
- Дуб стоял (……..?) под снегом (…. п.)
- Мы жили (где? …….?) в деревне (… п.).
- Газеты пишут (……?) о космонавте (… п.).
- Мальчик скакал (…..?) на коне (… п.)
- Грузы везёт (…..?) тепловоз (… п.).
- Павел увидел (……..?) тепловоз (… п.)
- Почту отправили (куда? ……?) на вокзал (… п.)
- Рядом был расположен (…….?) вокзал (… п.)
6. Найдите 5 ошибок.
Унылая пора
Стоят ненастные осение дни. Тучи надолго закрывают сонце. С раннего утра до позднего вечера льет осенний дождь. Яросный ветер срывает с деревьев последние листя. И мокрыми, и грустными стали сады поля и леса. В тёплые норки забились зверьки. Не слышно жужжания насекомых. Унылая пора!
Занятие 37
Имена существительные 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах оканчиваются на-и. Буквы -е в окончаниях имён существительных 3-го склонения никогда не бывает.
Им.п. (кто? что?) рожь роль ткань
Р.п. (кого? чего?) ржи роли ткани
Д.п. (кому? чему?) ржи роли ткани
В.п. (кого? что?) рожь роль ткань
Т.п. (кем? чем?) рожью ролью тканью
П.п. ( о ком? о чём?) о ржи о роли о ткани
1. Просклоняйте имена существительные 3-го склонения.
Им.п (кто, что есть?) лошадь ночь
Р.п. (кого, чего нет?) лошад… ноч…
Д.п. (кому, чему даю?) лошад… ноч…
В.п. (кого, что вижу?) лошад… ноч…
Т.п. (кем, чем творю/горжусь?) лошад… ноч…
П.п. (о ком, о чём думаю?) лошад… ноч…
2. Вставьте, где нужно, мягкий знак. Укажите склонение имён существительных.
Помощь (3 скл.), рож… (… скл.), доч… (… скл.), картеч… (… скл.), кирпич… (… скл.), мелоч… (… скл.), ткач… (… скл.), врач… (… скл.), товарищ… (… скл.), тираж… (… скл.), плащ… (… скл.), вещ… (… скл.), плющ… (… скл.), смерч… (… скл.), мятеж… (… скл.), ключ… (… скл.), печ… (… скл.), полноч… (… скл.), мыш… (… скл.), тиш… (… скл.), кумач… (… скл.), ноч… (… скл.), брош… (… скл.).
3. Прочитайте словарные слова, выделяя голосом «опасные» места.
Издалека, здесь (но сделать), теперь, билет, директор, килограмм, грамм, длинный ( но длина), сирень, лестница, правительство, приветливо, экскурсия, революция.
4. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова.
С…лют, в…гон, г…зета, п……ажир, т…л…фон, ч…рный, пр…красный, р……т…влять, ф…мил…., пр…дс…датель, пут…ше…..вие, ш…с…на…цать.
5. Найдите 8 ошибок.
Октябрь
Октябрь был холодный и ненасный. Тесовые крыши ужастно почирнели. Прелестная трава в саду полегла. Над лугами тащились гиганские тучи. Сыпался грусный дождь. Месные пастухи перестали гонять на окресные пастбища стада. До весны затих чюдесный пастуший рожок.
Занятие 38
Во множественном числе имена существительные не различаются по склонениям.
Им.п. (кто? что?) деревни столы ткани
Р.п. (кого? чего?) деревень столов тканей
Д.п. (кому? чему?) деревням столам тканям
В.п. (кого? что?) деревни столы ткани
Т.п. (кем? чем?) деревнями столами тканями
П.п. ( о ком? о чём?) о деревнях о столах о тканях
1. Измените по падежам существительные во множественном числе.
Им.п (кто, что есть?) инженеры яблони
Р.п. (кого, чего нет?) инженер… яблон…
Д.п. (кому, чему даю?) инженер… яблон…
В.п. (кого, что вижу?) инженер… яблон…
Т.п. (кем, чем творю/горжусь?) инженер… яблон…
П.п. (о ком, о чём думаю?) инженер… яблон…
2. Просклоняйте имена существительные 3-го склонения.
Им.п. площадь храбрость ночь скатерть
Р.п. площад… храброст… ноч… скатерт…
Д.п. площад… храброст… ноч… скатерт…
В.п. площад… храброст… ноч… скатерт…
Т.п. площад… храброст… ноч… скатерт…
П.п. площад… храброст… ноч… скатерт…
3. Укажите склонение и падеж имён существительных.
Зимой в степи (3 скл., п.п.), недалеко от рек… (… скл., … п.), на школьной площадк… (… скл., … п.), из рощ… (… скл., … п.), на верхушке ел… (… скл., … п.), к насып… (… скл., … п.), пчёлы живут в уль… (… скл., … п.).
4. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова.
И…далека, …десь (но …делать), т…перь, б…лет, д…ректор, к…л…гра……, гра……, дли……ый ( но дли…а), с…рень, ле……н…ца, пр…вит…льство, пр…ветл…во, э…скурс…я, р…в…люц…я.
5. Подчеркните подлежащее и сказуемое в предложениях.
Кончилась зима. Наступила долгожданная весна. Потекли по дорогам весенние ручьи. Скоро прилетят скворцы.
6. Найдите 7 ошибок.
Подней осеню бывает так чудестно и прекрастно! После ночьного дождя с трудом начинает редеть ночьная мгла. Радостно на небе обозначится солнце. Везде падают с деревьев гиганские капли, будто каждое дерево умывается.
(По М.Пришвину)
Занятие 39
Перед словами что, чтобы, потому что, если, где, когда, который, кроме, хотя, куда ставится запятая.
1. Поставьте запятые перед что, чтобы, потому что. Подчеркните эти слова.
- Тут дед смекнул, что лисичка была не мёртвая.
- Видит кот что дело плохо.
- Услышала лиса что петух песенки распевает.
- Хаврошечка всё сделала что коровушка завещала.
- Разве ты не слыхал что к нам из сибирских лесов прислан бурмистр Котофей Иванович?
- Волки так напугались что рады бы убежать.
- А лисица просит чтобы в награду дали ей курицу.
- Одна из дочерей взяла щипцы чтобы поправить светильник.
- Наложила ведьма такое заклятие чтобы жить мне в виде безобразном.
- Меньшую дочь любил купец больше потому что она была собой лучше всех и к нему ласковее.
- Сел он за стол, наелся досыта потому что не ел сутки целые.
- И пошла она гулять по садам зелёным потому что не успела до обеда обходить и половины их.
2. Поставьте запятые перед если, где, когда, который. Подчеркните эти слова.
- Очутишься там, где пожелаешь.
- Быть твоей буной головушке на шесте если не упасёшь кобылиц если хоть одну потеряешь.
- Отдам всё моё царство если добудешь коня златогривого.
- Царь отрубит мне голову если к утру не построю хрустальный дворец.
- Дай мне колечко со своей царской руки если хочешь меня жаловать.
- Вечером она запрётся в чуланчике где жила, и потчует её.
- Нашли его у того дремучего лесу где своих добрых коней покинули.
- Прибежали они домой когда светать стало.
- Вышел Мартын на широкий двор когда полночь настала.
- На другой день когда все сошлись, стал царь пир пировать.
- Знаю я за морем такого человека который достанет мне таковой венец.
- А что значит чёрный всадник который обогнал меня у самых твоих ворот, бабушка?
3. Поставьте запятые перед словами кроме, хотя, куда. Подчеркните эти слова.
- Всё вспомнил солдат, хотя давненько дома не был.
- Солдат царя не видал хотя служил в полку двадцать лет.
- Сторговал ковёр за пятьсот рублей хотя тот стоил тысячу.
- Веде куда ни приедут, встречают их с радостью.
- Ступай куда посылают, только меня держи всегда при себе.
- Все пришли кроме Ивана-царевича.
4. Найди 4 орфографических ошибок и 1 пунктуационную ошибку.
Орфография — (греч. слов «орфос» — правильный и «граф» — пишу) это система правил и законов правописания.
Пунктуация — (от лат. punctum — точка) это система правил постановки знаков препинания.
Мечта сбылась
Архитектор был молод, красив, владел несколькими языками. Пятнадцать лет Карл Росси работал, не прерываясь ни на один день. Он делал чертежи ресовал на бумаге дворцы с парадными залами, великолепными лесницами.
Время шло. Дворцы построены. По Невскому проспекту в петербурге идет человек. Он задумчив. Взор его устремлен на чудные дома, созданные его мечтой и послушными рабочими руками. Стройные здания украшены колоннами.
Идешь мимо этих зданий и ты и видишь дивную алею из ожившего камня.
Занятие 40
Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.
Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное, к которому оно относится.
Окончания имён прилагательных проверяйте по окончаниям вопросов к ним.
Запомните связь между окончаниями имён прилагательных мужского и среднего рода и окончаниями вопросов к ним.
Им.п. есть какой? (-ой, -ый, -ий) молодой сильный синий
Р.п. нет какого? (-ого, -его) молодого сильного синего
Д.п. даю какому? (-ому, -ему) молодому сильному синему
В.п. вижу какой? (-ой, -ый, -ий) молодой сильный синий
Т.п. творю каким? (-ым, -им) молодым сильным синим
П.п. думаю о каком? (-ом, -ем) о молодом о сильном о синем
Им.п. есть какое? (-ое, -ее) зелёное раннее
Р.п. нет какого? (-ого, -его) зелёного раннего
Д.п. даю какому? (-ому, -ему) зелёному раннему
В.п. вижу какое? (-ое, -ее) зелёное раннее
Т.п. творю каким? (-ым, -им) зелёным ранним
П.п. думаю о каком? (-ом, -ем) о зелёном о раннем
1. Просклоняйте имена прилагательные мужского рода.
Им.п. есть какой? (-ой, -ый, -ий) большой летний
Р.п. нет как…? (-…, -…) больш… летн…
Д.п. даю как…? (—…, —…) больш… летн…
В.п. вижу как…? (—…, —…, —…) больш… летн…
Т.п. творю как…? (-…, —…) больш… летн…
П.п. думаю о как…? (—…, —…) больш… летн…
2. Вставьте, где нужно, мягкий знак и укажите склонение имён существительных.
Олень (2 скл.), степ…(… скл.), портфел…(… скл.), мыш…(… скл.), окун…(… скл.), сол…(… скл.), скатерт…(… скл.), рож…(… скл.), автомобил…(… скл.), нож…(… скл.), изгород…(… скл.), врач…(… скл.), дрож…(… скл.), корен…(… скл.), постел…(… скл.), молодёж…(… скл.), мяч…(… скл.), стебел…(… скл.), топол…(… скл.), журавл…(… скл.), тиш…(… скл.) .
3. Подчеркните подлежащее и сказуемое.
- Наступила весна.
- На полях раскрываются первые почки.
- В прошлогодней траве проглядывают яркие стебельки.
- Жёлтые цветы огоньками вспыхивают на проталинках.
4. Найдите 6 орфографических ошибок 1 пунктуационную ошибку.
Помощник
До школы Сашке нужно было идти больше километра по лесной дороге, а потом ехать на автобусе. Их зиленый домик с жолтыми наличниками стоял в лесу. Отец работал егерем в заповеднике. Он охранял зверей и птиц, устраивал для них кармушки, делал все чтобы они непопали в беду. Сашка помогал отцу. В низине росла крапива. Отец косил ее, а Сашка визал крапивные веники. Крапива жгла руки даже сквозь рукавицы. А что поделаешь? Зимой крапиву хорошо ели кабаны, косули, кливали серые куропатки.