Продолжаем занятия по русскому языку…
Занятие 56 (обобщение и повторение пройденного)
1. Подчеркните главные члены предложения. Поставьте вопросы к второстепенным членам.
Зелёные листочки на берёзах быстро желтеют.
- листочки (……….?) зелёные
- желтеют (……….?) на берёзах
Незаметно подкрадывается холодная осень.
- осень (……….?) холодная
- подкрадывается (……….?) незаметно.
2. Вставьте пропущенные безударные гласные.
I.Л…нивый котёнок пищит, щенок вес…ло в…зжит. В кр…вое зеркало см…треть смешно. Л…дяной каток осв…щался праздничным кр…сноватым светом. Заскр…пела ст…льная дверь. См…льчак шагнул в т…мноту. Цв…тной фильм закончился. По пр…мой дороге туристы добрались до озера п…шком. Св…его гн…зда кукушка не вьёт. Ч…рвивое яблоко падает первым. …довитые растения рвать не следует. Сл…ды от шин чётко в…днелись на мокром песке. Капитан прошёл пять м…рей.
II. П…сти ск…тину в д..лине помогала п…стуху собака. Море с…нело, парус б…лел вд…ли, песок сиял б…лизной. В…да ст…кала в ст…клянный сосуд. В г…стях не задерживайся. Б..бры искусно строят пл..тины. В…роньё разоряет гнёзда гр…чей с пт…нцами. На фоне н…чного неба над д…мами показалась луна. Ураганный ветер пов…лил б…льшие с…сновые и …ловые д…ревья. До платформы пять минут х…дьбы. Б…льной скоро пов…селел и поправился. М…лодой мастер см…стерил стол для ст…ловой.
3. В отрывках из произведения А.С. Пушкина поставьте недостающие запятые.
Живёт Балда в поповом доме
Спит себе на соломе
Ест за четверых
Работает за семерых.
К морю опять он подходит
У моря бесёнка находит.
Только поп один Балду не любит
Никогда его не приголубит.
Бесёнок оторопел
Хвостик поджал совсем присмирел.
Бедненький бес
Под кобылку подлез
Понатужился
Понапружился
Приподнял кобылу два шага шагнул,
На третьем упал ножки протянул.
4. Допишите окончания вопросов и имён прилагательных.
В лесу (какие?) высокие столетн… сосны с (………..?) красн…… могуч……. стволами стояли хмурой ратью. Весной (………..?) ласков…… солнышко пригрело (………..?) мокр…… землю. На (………..?) узк…… проталинках показались (………..?) нежн…… син…… цветочки. Рядом зазеленела (………..?) молод…… травка. На (………..?) прозрачн…… син…… небе ни облачка. Над (………..?) син……. цветочком склонилась ветка ольхи.
5. Укажите спряжение глаголов. Измените глаголы по лицам и числам.
- прятать (I спр.) — (он) прячет — (они) прячут
- ходить (… спр. ) — ……………….. — ………………..
- смотреть (… спр. ) — ……………….. — ………………..
- видеть (… спр. ) — ……………….. — ………………..
- сушить (… спр. ) — ……………….. — ………………..
- слышать (… спр. ) — ……………….. — ………………..
- слушать (… спр. ) — ……………….. — ………………..
- обидеть (… спр. ) — ……………….. — ………………..
- дышать (… спр. ) — ……………….. — ………………..
- чуять (… спр. ) — ……………….. — ………………..
- таять (… спр. ) — ……………….. — ………………..
- скрыть (… спр. ) — ……………….. — ………………..
- терпеть (… спр. ) — ……………….. — ………………..
- брить (… спр. ) — ……………….. — ………………..
6. Найдите 6 орфографических ошибок.
Лесной пожар
Стояли осение дни. Мы ехали лесом. Вдруг стало пахнуть гарю. Раздался треск. Зашумели вековые ели. По уской палосе поползли горящие хвойные ветки. Наша лошадка быстро помчалась подороге. Повоска запрыгала. Вот промчалась белка. Пробежали лоси. Пролетели с шумом лесные птицы. Блеснула змейка. Быстро запылала верхушка елки. Страшен огонь в лесу.
Занятие 57 (обобщение и повторение пройденного)
1. Поставьте глаголы в прошедшее и настоящее время.
- спрятал — спрятать — (он) спрячет — (они) спрячут
- та…л — таять — ……………. — ………………….
- та…л — таить (секрет) — ……………. — ………………….
- вид…л — видеть — ……………. — ………………….
- Смотр…л — смотреть — ……………. — ………………….
- слыш…л — слышать — ……………. — ………………….
- слуш…л — слушать — ……………. — ………………….
- нач…л — начать — ……………. — ………………….
- вычист…л — вычистить- ……………. — ………………….
- подн…л — поднять — ……………. — ………………….
2. Вставьте пропущенные буквы в предложения из рассказов И.С. Соколова-Микитова.
По глух… чащобам и болотам пробирался ранн…… весной охотник через глухой лес. Бесприютно было волкам в зимн…… стужу. Над рекой и лугом повис текуч…… бел…… туман. Перв…… подснежники раздвинули своими зелёными лепестками слежал…… прошлогодн…… лист. Ранн…… утром в глух…… лесу, на самом краю болота, токует глухарь. Звенят под деревьями весенн…… ручейки. Задремала на тёплом весенн…… солнышке лосиха. Син…… кажутся в лесу весенн…… лужи.
3. Допишите окончания имён существительных.
В спальном вагон… ехать удобно. На склон… горы в зелен… кустов пышными шапками блестят кисти сирен… . В карман… много мелоч… . К осен… на выгон… реже пасутся стада. В открытой степ… трудно уйти от погон… . В роман… писатель написал о своей жизн… .
4. Вставьте мягкий знак в те слова, где он нужен.
Тёмной ночкой лишь небольшой ночник освещал комнату. Только в сказках у молоч…ной реч…ки бывают кисел…ные берега. Небол…шая тросточ…ка висела на крючоч…ке. Восем… команд вели бор…бу за первенство в соревнованиях по руч…ному мячу. Наступили тёплые ден…ки. Старушка обратилась с прос…бой отослать пис…мо. У персиков гор…кие косточ…ки.
Девоч…ка нян…чится с мален…кой собач…кой. Женщина в боч…ке замочила клюкву и бруснич…ку. Мелкая реч…ка обман…чива. Застен…чивый мальчик ел пон…чик. Десятич…ные дроби легко складывать. Пора закан…чивать работу. Яич…ницу жарить просто.
5. В предложениях из рассказов Льва Николаевича Толстого подчеркните главные члены предложения. Поставьте вопросы к второстепенным членам предложения.
(……….?) На востоке светилась заря. Лошади толкались (……….?) в хомутах. Собачонка (……….?) от обоза увидала (……….?) зайца. Матёрый волк бежал (……….?) позади.
6. Вставьте пропущенные проверяемые согласные.
Автобу…, верблю…, гла…кий, зон…, кро…, арбу…, пово…ка, гла…, камы…, кру…ка, берё…ка, вра…, горо…, кни…ка, ланды…, блу…ка, повя…ка, гря…ка, коро…ка, лебе…ь, бра…, гер…, заво…, мы…ка, ле… .
7. Найдите 7 орфографических ошибок.
Ворона
Середина ноября. Стаит теплая осень. Можно еще за грибами сходить. На пустыре остались позние цветы. Они удевительно красивы. Но на пороге уже вюжная зима. Многие птицы становятся соседями человека. Маса ворон приходит в движение еще до наступления холодов. Серая ворона на редкость осторожная. Зимний день наступает с поиска пищи. Сытая ворона неоставляет без внимания лишний кусок. Она спрячет его в осеннии листья или под снег.
Занятие 58 (обобщение и повторение пройденного)
1. Вставьте пропущенные проверяемые согласные.
Глубокий пруд, тонкий пру… , ре…кий случай, хорошая сма…ка, густая ро…ь, высокие пры…ки, ре…кий ветер, ржаной сно…, маленькие ро…ки, скучный расска…, новая руба…ка, добрая сосе…ка, широкая сте…ь, школьная тетра…ь, красивый фарту…, морской фло…, синяя ча…ка, сто… сена, тяжёлый гру…, мясной фар…, свежий хле…, птица чи…, старый сторо…, у…кий проём, разноцветные фла…ки, хру…кий фарфор, второй эта.. .
2. Вставьте пропущенные двойные согласные.
Весе……ий, дли……ый, карма……ый, кла……, коми……ия, о……аять, програ…….а, ра……тояние, а……ея, дро……и, ка……а, ко……ектив, лимо……ый, о……епель, ра……вет, со……ый, су……а, шо……е, гру……а, килогра……, ко……екция, око……ый, па……ажир, профе……ор, ра……каз, ……ора, ва……а, жу……т, Кири……, А……а, коло……а, осе……ий, ра……ий, ру…….кий, су……ота, Ро……ия, тума……..ый.
3. Вставьте пропущенные буквы.
Весело скач…т воробьи. Во время песни не слыш…т и плохо вид…т глухарь. Не слыш…т он, как пробирается к токовищу лисица. Задр…мала на солнышк… старая лосиха. Беззаботно р…звится у её ног маленький лосёнок. Остановилась, слуша…т осторожная медведица: всё ли спокойно в лесу. Далеко слыш…т и чу…т медведица. Не увид…шь и не услыш…шь, как уйдут, тихо скро…тся в тёмном лесу чуткие звери.
4. Вставьте, где нужно, разделительный твёрдый или мягкий знак.
С…езд, к руч…ю, медвеж…я, под…езд, друз…я, солов…и, ноч…ю, вороб…и, от…езд, раз…яснение, в…ёт, ш…ю, ул…и, с…ёжился, об…яснение, п…ют, пер…я, ш…ёт, л…ют, об…ём, дерев…я, волч…и, заяч…и.
5. Вставьте пропущенные буквы в русские пословицы.
На ч…жой сторонушке рад своей воронушке. Сч…стье в воздухе не вьётся, а руками достаётся. Ж…ви просто, дож…вёшь лет до ста. Говоря про ч…жих, услыш…шь и про своих. Говорит, как клещ…ми вертит. Ч…жим умом жить — своего не наж…ть. Добрая слава леж..т, а худая беж…т.
6. Найдите 7 орфографических ошибок.
Чудные птицы
Наступила осень. Листя в лесу пожилтели. Ветер срывает их к разносит по воздуху По небу плыли хмурые тучи. Плохо было бедному утенку.
Раз вечером из-за леса поднялась целая стая больших птиц. Они были белые, с длиными стройными шеями. Птицы взмахнули своими широким крылями. Они полетели с холодных лугов за синие море.
Утенок незнал, как зовут птиц и куда они летят. Его охватила тревога. Он вытянул шею и закричял. Утенок всем сердцем полюбил этих прекрасных птиц.
(По Г. X. Андерсену)
Занятие 59 (обобщение и повторение пройденного)
1. Вставьте пропущенные буквы в русские пословицы.
У жены коса дли……ая, а память короткая. Никола осе……ий лошадь загонит, а Никола весе……ий лошадь откормит. Всякая …….ора красна мировою. Поздняя птичка глаза продирает, ра……яя птичка носок протирает. На моих дро……ах ваше тесто взошло.
2. Вставьте пропущенные буквы.
Поют чижи. Летают стриж… . Шумят камыш… .Шуршат еж… .Пахнут ландыш… .Слон ж…вёт в жарких странах. Слон — сильное и умное ж…вотное. В ч…сах поменяли пруж…ну. Купили выш…тую скатерть. Молоко налили в кувш…н и ч…шку. В колесе маш…ны лопнула ш…на.
Весной звери покидают свои логовищ… . Они отощ…ли за зиму и теперь усердно ищ…т себе добыч… . Дети сидят у реки с удилищ…ми. Над ними летают ч…йки. На лужайке вырос щ…вель.
3. Вставьте пропущенный разделительный знак или твёрдый знак в пословицы и поговорки.
Кто смел, тот и с…ел. Повторен…е — мать учен…я. Знает кошка, ч…ё мясо с…ела. Учен…е — свет, а неучен…е — тьма. На что и клад, коли в сем…е лад. Береги плат…е снову, а честь смолоду. Вся сем…я вместе, так и душа на месте. Моль ризы из…едает, а человека — печаль. По плат…ю встречают, по уму провожают. Красна птица пер…ем, а человек умен…ем. Нашёл, да не об…явил — всё равно, что утопил. Откладывай бездел…е, да не откладывай дела. Не за то волка б…ют, что сер, а за то, что овцу с…ел. Как хлеба край, так и под ел…ю рай.
4. Вставьте пропущенные буквы в окончания глаголов.
В деревне для поросят строители стро…т тёплый хлев. От тебя завис…т, когда мы пойдём на балет. Мальчик в руках держ…т билет. Мы вид…м, как гасн…т в зале синий свет. Вкусно пахн…т свежий хлеб. Портной покаж…т, как выгляд…т новый костюм.
5. Допишите окончания вопросов и поставьте, где нужно мягкий знак перед -ся.
Он (что делает?) носится. — Не нужно ( что делать?) носиться. Они (……………?) держат…ся. — Нам нужно (……………?) держат…ся. Нам необходимо (……………?) увидет…ся. — Он с нами (……………?) увидит…ся. Боюсь, что он (……………?) обидит….ся. — Он не успел (……………?) обидет…ся. Он любит (……………?) веселит…ся и (……………?) веселит…ся от души. Хорошо (……………?) валят…ся на травке. — Дела (……………?) валят…ся из рук. Не следует (……………?) беспокоит…ся. В лесу можно (……………?) забдудит…ся. — Мама (……………?) беспокоит…ся, что Оля (……………?) заблудит…ся.
6. Напишите не с глаголами там, где вы считаете нужным.
Ученики не должны опаздывать в школу. Чтобы … заболеть, … ешь мороженое большими кусками. Если … хочешь хорошо учиться, … читай книги, а … смотри весь день телевизор. Чтобы … добиться успеха, нужно … воспитывать силу воли, а … идти на поводу своих слабостей. Если … хочешь быть здоровым, … занимайся спортом, а … лежи с утра до вечера на диване. Чтобы с тобой … дружили, нужно … обманывать и … подводить друзей.
7. Поставьте недостающие запятые.
- Всё хорошо, да(=но) есть нечего.
- Берите-ка ножницы да стригите.
- Начала его будить но он не слышит.
- Поужинай да спать ложись.
- Стал он дожидаться да не тут-то было.
- Стали жить да поживать, добра наживать.
- Хорош башмачок да без пары ни на что не пригоден.
- Хотели они бежать но глаза всюду за ними так и следят.
- Растёт Волька не по дням не по часам а по минуточкам.
- Поучился он один годок а уж лучше учителей всё знал.
- Поплакала она попричитала а потом стала уговаривать царя.
- Взяли они да все часы в доме целым часом назад поставили.
- Василиса хотела было бросить череп но вдруг послышался голос.
- Не успел он встать да оглянуться а стола с кушаньем как не бывало.
- Приходит солдат ко дворцу а там уже войско собрано.
- Поскакали они в разные стороны засвистали и захлопали.
- Разбойников схватили веревками скрутили и отдали под суд.
- Не стало слышно ни стуку ни грома ни шороху.
- Они так спешили что у одной хлеб пригорел а у другой вышел совсем сырой.
- Опят поехал мужик по дрова чтобы потом не рынке продать да хлеб купить.
8. Найдите 5 орфографических ошибок и 1 пунктуационную ошибку.
Гнездо ласточки
Под крышей дома ласточка свила уютное гнёздышко. Месный воробей решил занять его и в летел туда.
Ласточка подняла шум, стала гнать воробя. Воробей раскрыл крылья резко закричал. Бедняжка в испуге от летела. Воробей успокоился.
Но что это? Вдруг примчалась целая стая птиц. У каждой птицы в клюве был кусочек земли. Они быстро стали закрывать отверстия в гнезде.
Пленник поднял крик. Мы принисли лестницу и открыли отверстие. Воробей вылетел стрелой. А ласточка вернулась в свой дом и звонко запела.
Занятие 60 (обобщение и повторение пройденного)
1. Прочитайте сценарий фантастического мультфильма «Чудеса в решете» и вставьте пропущенные буквы.
Извес…ный ученик 2-го класса мес…ной школы, Пётр Цыплёночкин, по…….но вечером гру……но возвращался домой. Со……це садилось. Жизнь была безрадо……ной: «Дет……во проходит, а ничего интерес……ного за целый день нет! -думал Пётр. — То бабушка заставит есть капу……ные котлеты, то по у……ному счёту зададут двадцать примеров. Эх, скорее бы пра……ник!»
Вдруг на большой лу…, служивший па……бищем для сосе……ких коров, упал луч прожектора. Петя поднял голову вверх и увидел медленно плывущую в обл…ках л…тающую тарелку, похожую на решето с лучами света из множества дырочек. Решето приземлилось.
Петино сер…це радо……но забилось. Сча……ливый, он хотел убежать к ле……нице, откинутой из люка, и сказать инопланетянам:»Здра……твуйте! Я Петя! Возьмите меня с собой! Я готов уча……вовать в самых опа……ных путешествиях!», — но ужа……ная мысль: «А как же бабушка?» — остановила его.
Петя был хотя и рассеянный, но добрый и че……ный мальчик. Он почу……твовал угрызения совести: «Бедная бабушка! Её преле…….ные вку……ные котлетки опять остыли. Нет ничего хуже напра……ных ожиданий. К тому же ещё неизве……но, что у этих инопланетян на уме…»
Думая так, Петя не заметил, как летающее решето каким-то странным образом сви……нуло и растворилось в звё……ной дали, только по всему небу грозно рокотал вла……ный голос бабушки: «Опять уснул над тарелкой! Несча……ье ты моё! Бегаешь целый день, когда учиться-то будешь?» «Приснится же такое», — подумал Петя, очнувшись.
Утром он шёл в школу. День был нена……ный. На свежей зелени луга, где вчера п…слись коровы, чётко выделялся ровный круг чуть пож…лтевшей, примятой травы. Напра……но Петя смотрел на небо. Оно было пусто…
2. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
Шаги слышатся в ночи. Голос еле слыш…тся. Голоса послыш…лись ещё издали. Мальчики кле…т и стро…т модель парусника. Малыши часто боле…т. Скворцы по…т на ж…рдочке. Нам не пришлось увид…т…ся. Мне привид…лся сон, что Катя на меня обид…лась.
Листок крепко держ…тся на ветке. Мы слыш…ли, что в книгах пиш…т, будто рыбы дыш…т жабрами и слыш…т под водой. Всё будет завис…ть от дедушки. От него завис…т, поедем ли мы на дачу. В лесу мы встрет…ли ежа и вид…ли маленьких ежат. Сова днём ничего не вид…т. Трудно решит…ся на смелый поступок. Он никогда не решит…ся действовать самостоятельно. Наташа знает, что для достижения успеха нужно много трудит…ся, и она много трудит…ся.
3. В отрывках из произведений Александра Сергеевича Пушкина поставьте недостающие запятые.
Царь с царицею простился
В путь — дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
На него она взглянула
Тяжелёшенько вздохнула
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла.
И царица хохотать
И плечами пожимать
И подмигивать глазами
И прищёлкивать перстами
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
Как царица отпрыгнёт
Да как ручку замахнёт
Да по зеркальцу как хлопнет
Каблучком — то как притопнет!
Дом царевна обошла
Всё порядком убрала
Засветила Богу свечку
Затопила жарко печку
На полати взобралась
И тихонько улеглась.
И царевна к ним сошла
Честь хозяям отдала
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась
Что-де в гости к ним зашла
Хоть звана и не была.
Вмиг по речи те спознали
Что царевну принимали;
Усадили в уголок
Подносили пирожок
Рюмку полну наливали
На подносе подавали.
И к царевне наивное
Молодое золотое
Прямо яблочко летит…
Пёс как прыгнет завизжит…
…В руки яблочко взяла
К алым губкам поднесла
Потихоньку прокусила
И кусочек проглотила…
Я там был мёд пиво пил
Да усы лишь обмочил.
(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
4. В русских пословицах и поговорках вставьте мягкий знак для обозначения мягкости согласных.
Изба дет…ми весела. Без корня и полын… не растёт. Не умееш… шит… золотом, так бей молотом. Встан… рано, вразумис… здраво, испони прилежно. Труд человека кормит, а лен… портит. Скучен ден… до вечера, коли делат… нечего. На печи не храбрис…, а в поле не трус… .
5. Вставьте пропущенные согласные.
I. Весна была ра……яя. Жу…елица жу……ит. Мы изучаем ру……кую гра……атику. К дому вела липовая а……ея. Па……ажиры проехали большое ра……тояние. Солнце сильно ……ёт. Кому эта телегра……а? Мы учимся в третьем кла……е. Девочке купили дли……ую ленту. В су……оту гру……а туристов собралась у ка……ы вокзала. Приятно мчаться по широкому шо……е. Гру……а первокла……ниц стояла у окна и рассматривала ко……екцию марок. Чугу……ая решётка казалась лёгкой. Коло……ы расширились книзу. Коми……ия высоко оценила работу.
II. С ра……ветом посветлели тума……ые дали. А……я подаоила А……е карма……ый календарик. Кири…… по……орился с другом. В декабре наступила о……епель и земля о……аяла. Око……ые рамы зимой утепляют. Бабушка интересно ра……казывала истории из жизни.
III. О весе……ем севе думают при осе……ей вспашке. Со……ый ребёнок не хотел делать утре……юю зарядку и умываться в ва……ой. В тесто положили дро……и. Миша заболел гри……ом. Трудовой ко……ектив заработал большую су……у денег. Мама купила килогра…… лимонов, чтобы выжать лимо……ый сок. У гимнастки сложная програ……а выступлений.
6. Вставьте пропущенные буквы.
Ёжик заспешил и выбежал из-под кровати. Медведь выш…л из своего жилища, когда услыш…л треск ветвей. Он двин…тся и останов…тся. Белка суш…ла грибы на ветке. Лиса настороженно слуш…ла лес. Ветер по озеру беж…т, камыш колыш…т. Хвост белки во время прыжка служ…т рулём. Пёс зажмур…лся и зала…л. Коты дремл…т на солнышке, а собака дремл…т в тени. Грачи стро…т гнёзда на вершинах деревьев. Марку накл…ли на конверт. На стену накле…т новые обои.
7. Найдите 7 орфографических ошибок и 1 пунктуационную ошибку.
Летнее утро
Я стою возле цветущего клеверного поля. Разноцветный ковёр его переливается меняет окраску. В самой дали сияит ослипительным блеском золотая кайма.
Взлетел жаворонок. Серый комочек в первых лучах солнца стал золотым. Яркие искры заиграли в каплях расы на цветах.
Что за чудестные звуки разлились по земле? Это под летели пчёлы. Они зажужали над чашей цветов. Проснулся кузнечик. Понеслась и его скрипучая музыка. Теперь всё поле поёт.
Все рады тёплому летнему утру. Радосно и мне.