Продолжаем занятия с репетитором по русскому языку. Первые занятия здесь. А сегодня с 6 по 10 занятие. Начинаем…
Задание 6
Согласные на конце слов пишутся так же, что и перед гласными: зубы — зуб, глаза — глаз.
1. Вставьте нужные согласные:
- Огороды — огород
- молоты — моло…
- пруды — пру…
- прутик — пру…
- поезда — поез…
- автобусы — автобу…
- арбузы — арбу…
- глаза — гла…
- паруса — пару…
- матросы — матро…
- покосы — поко…
2. Прочитайте словарные слова, выделяя голосом «ошибко-опасные» буквы.
Обед, овёс, огурец, морковь, готов, горох, вокруг, восток, лопата, погода, корзина, коньки, отец, орех, одежда, однажды.
3. Вставьте пропущенные буквы.
…сина, с…лома, т…пор, п…суда, с…лдат, п…том, ул…ца, пятн…ца, лес…н…ца, г…рячий, м…роз, л…сица.
4. Догадайтесь, какую букву нужно вставить вместо точек.
(Ц-Ч) Заяц — зайчик, ов…а — ове…ка, пале…- паль…ик, птене…-птен…ик, ули…а, да…а, столи…а, сту…ать.
(Ш-Щ) Щётка, шёрстка, …ёлкать, …ёлковый, шелу…ить, пи…ать, пу…истый, и…ет, про…ение, про….ение.
5. Вставьте пропущенные буквы в слова.
- Плот — плоты
- пл…д — пл…ды
- сл…д — сл…ды
- см…х — см…шить
- гр…б — гр…бной
- л…ст — л…сток
- л…ть — пол…вать
- скр…п — скр…петь
- ст…до — ст…да
- тр…вы — тр…ва
- гр…ч — гр…чи
- сп…с — сп…сти
6. Найдите 4 ошибки.
На лугу
Ушла шумная весна. Настали жаркие летние денки. Дядя илья пасёт короф на лугу. Пугливая тёлочка Зорька тихо мычит. Он успокоил её. Бычок Буян весило прыгает по лугу. В траве гудит шмель. Хорошо весной на лугу!
Задание 7
Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными буквами е. ё, и, ю, я, разделяя их: платье, жильё, воробьи, вьюга.
Слова с разделительным мягким знаком переносится так: вью-га, пла-тье, бра-тья
1. Вставьте вместо точек разделительный мягкий знак и посмотрите, как меняется смысл слова.
- Семя — семья
- Коля — кол..я
- солю — сол…ю
- полёт — полё…т
- полют — пол…ют
- лисе — лис…е
2. Укажите вертикальной чертой место, куда следует вставить разделительный мягкий знак.
- Ноч/ю
- к ручю
- листя
- угли
- вороби
- друзя
- шёт
- вю
- вют
- лёт
- лют
- пют
- птичя
- медвежя
- волчи
3. Прочитайте словарные слова, выделяя голосом «ошибко-опасные» буквы
Товарищ, столица, собака, воробей, ворона, сорока, огород, город, овощи, молоко, молоток, девочка
4. Догадайтесь, какие буквы нужно вставить в словарные слова.
…бед, …вёс, …гурец, м…рковь, г…тов, г…рох, в…кру…, в…сток, л…пата, п…года, к…рзина, к…рзина, к…ньки, …тец, …рех, …дежда, ….днажды.
5. Вставьте пропущенные гласные после шипящих.
Вечерняя тишина, дремуч…й лес, воинская ч…сть, глухая ч…щ…, свеж…й ветер, ш…рокий двор, ж…тель деревни, угощ…ть ч…ем, новые ч…лки, крич…ть в лесу, кач…л качели, уш…ть грибы, ш….ть платье, поймать щ…ку, горяч…я пищ…, хорош…й уж…н, заворож…л словами.
6. Найдите 4 ошибки
На даче
Мы живём на даче. Стоят тёплые летние деньки. Мы часто ходим в рощу. У дома большой сат. В саду много цветов. Вот душыстые розы. На листочьках блестят капельки росы. У крыльца спит пушистый кот мурзик. Хороши у кота усы.
Задание 8
Двойные согласные пишутся в некоторых словах русского языка: Анна, группа, класс, аллея.
При переносе слов двойные согласные разделяются: кас-са, груп-па, жуж-жит.
Запомните: длинный, но длина!
1. Прочитайте словарные слова, выделяя голосом «опасные» места.
Суббота, субботник, колонна, аллея, коллекция, группа, коллектив, шоссе, пассажир, расстояние, комиссия, ссора, касса, класс.
2. Вставьте пропущенные буквы.
Т…варищ, ст…лица, с…бака, в…р…бей, в…рона, с…рока, …г….род, гор…д, ов…щи, м…л…ко, .м…л…ток, дев…чка.
3. Догадайтесь, какие пропущенные согласные нужно дописать.
Алла, Кирил…, ал…ея, кол…екция, кол…ектив, сум…ма, килограм…, грам…, програм…а, телеграм…а длин…ный, но дли…а, рас…вет, рас…каз, рас….тояние, рус…кий, с…ора, Рос…ия, кас…, клас…, комис…ия, пас…ажир, шос…е, груп…а, дрож…и, ж…ёт, жуж…ит, от…аять, от…епель, суб…ота, ван…на, Ан…на, ран…ий, весен…ний, осен…ний, утрен…ий, туман…ный, карман….ный, окон…ный, лимон…ный, колон…на.
4. Разделите вертикальной чертой слова для переноса.
С разделительным ь
- Вью/га
- гостья
- друзья
- здоровье
- хлопья
- соловьи
- птичьи
- перья
- шалунья
- обезьяна
С ь, обозначающим мягкость
- Оль/га
- больница
- крыльцо
- жильцы
- тетрадь
- льдина
- пальто
- сильный
- большой письмо
5. Найдите в тексте 5 ошибок.
Весна пришла
На дворе весна. Ярко светит солнце. Весело журчат ручи. Кругом малодая травка. Деревья надели зеленые платья. У берёзки золотые серёжки. Всюду слышны птичьи галоса. Весной у птиц много работы. Они вют гнёзда. Скоро в каждом гнезде запищят птенцы. Хорошо весной !
9 занятие
В каждом предложении есть грамматическая основа, которая выражает основное содержание предложения.
Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы кто? что? (подчёркивается одной чертой):
(Кто?) Грачи улетели на юг.
Сказуемое обозначает что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы что делает? что сделает? (подчёркивается двумя чертами):
Грачи (что сделали?) улетели на юг.
1. Подчеркните подлежащее и сказуемое.
- Небо нахмурилось.
- Сгустились тёмные тучи.
- Резко подул северный ветер.
- Крупные капли торопливо забарабанили по крыше.
- Бурные потоки понеслись по узким улочкам.
2. Вставьте пропущенные гласные.
- Стёкла — стекло, стеклянный
- Д…рево, дер…вья — д…р…вянный
- К…лос, кол…сья — к…л…систый
- З…лото, позол…та — з…л…тистый
- з…мли — з…мли, з…мляной
- б…лый — б…леет, б…лизна
- л…с — л…са, л…сной, л…сник
- г…сть — в г…стях, г…стить
- дв…р — дв…рец, дв…ровый
- п…ле — п…левой
- м…ре — м…рской
- з…рна — з…рновый
- пт…нчик — пт…нец
- с…ль — с…лить
3. Прочитайте слова, выделяя голосом «ошибко-опасные» буквы
Россия, русский, рассвет, рассказ, опасный, ужасный, интересный, напрасный, здравствуйте, праздник, лестница, прелестный, чувствовать, участвовать, сердце, вдруг.
4. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова.
Су……ота, коло…..на, а……ея, ко……екция, гру……а, ко……етив, шо……е, па……жир, ра……отяние, коми……ия, ……ора, ка……а, кла…… .
5. Найдите 5 ошибок.
Компас
Было тёплое утро. На деревях уже лопнули почьки. Из земли показалась молодая травка. Цвели ивы. Дружно жужали пчёлы. Петя двигался по узкой тропе. Она вывела мальчика к ручью. Он напился халодной воды и побежал к палатке. На земле лежали круглые чясы с острой стрелкой. Это был компас.
10 занятие
Главные члены предложения или грамматическая основа — это подлежащее и сказуемое. Все остальные слова в предложении называются второстепенными членами: Над морем летали белые чайки.
Слова в предложении связаны между собой по смыслу. Связь слов в предложении устанавливается при помощи вопросов: Солнц (какое?) яркое играет (где? в чём?) в каплях (чего?) росы.
1. Дополните предложения второстепенными членами.
- (Какая?)………. туча ползла (где?)……… .
- (Когда?)……. пошёл (какой?) ……….. дождь.
2. Подчеркните подлежащее и сказуемое. Поставьте вопросы к второстепенным членам предложения.
Привела злая ведьма Алёнушку на реку.
- Ведьма (какая?)…….
- Привела (……?) Алёнушку
- Привела (……?) на реку
3. Вставьте пропущенные буквы.
Тетради — тетрадь, су…ы — су…, шар…ы — шар…, бра….ик — бра…., ль….ы — лё…., площа….и — площа…ь, медве…и — медве….ь.
4. Вставьте пропущенные сочетания ЧК, ЧН, НЧ.
- печка, но……а, до……а, дево……а, ту……а, вну…..а, ру……ой, но……ой, пе……ой, звёздо……а, косто……а, свет……а.
5. Прочитайте словарные слова, выделяя голосом «опасные» буквы.
Яблоко, ягода, помидор, урожай, ужин, животное, автобус, рисунок, язык, понедельник, трактор, быстро.
6. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова.
Ро……ия, ру……кий, ра……вет, ра……каз, опа……ый, ужа…..ый, интере….ый, напра……ый, здра……вуй, пра……ник, ле…….ница, преле……ный, чу…….вовать, уча…….вовать, сер……це, вдру… .
Найдите 7 ошибок.
Гроза
Наступила большая засуха. Пыль стаяла над полями. Ручи и речки высохли.
На траве нет росы. Длинные сухие ветки деревьев трещят от жары. Молодые берёзки и дупки опустили свои листочьки. Вдруг появилась тучя. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Он уходил через поля и леса на юг. Полил дождь. Трафка, деревья осветились. Как всё кругом стало радостно!